Принципы и факторы, влияющие на ценообразование недвижимости в условиях конкуренции
В настоящее время , когда в России появилась нормативная база купли и продажи объектов недвижимости и формируется механизм банкротств предприятий, все чаще возникает необходимость определения стоимости предприятий и объектов недвижимости ( в том числе земельных участков ) , при купле и продаже имущества, получение кредита под залог имущества, определении базы налогообложения, страховании имущества , выделении доли участков предприятий , реорганизации , ликвидации , а также использовании прав наследования и судебного приговора. Сегодня российский рынок недвижимости начинает обретать цивилизованные формы , начинает формироваться его необходимая инфраструктура. Поэтому , все большее значение приобретает правильное определение цены конкретного объекта недвижимости.
Понятие стоимости трудно поддается четкому определению и имеет множество интерпретаций . Для того ,чтобы разобраться со стоимостью, следует выделить следующие социальные и экономические факторы , влияющие на нее .
Стоимость недвижимости создают 4 фундаментальных фактора , действующих на рынке : спрос на недвижимость со стороны платежеспособных покупателей ; полезность ; ограниченность предложения ; отчуждаемость объектов недвижимости .
Покупатели коммерческой недвижимости интересует одна простая вещь - доход от использования данного объекта . Доход есть выраженное в деньгах отдача имущества . При этом следует учитывать , что : чем выше размер дохода ,тем лучше; чем выше надежность получения дохода , тем лучше ; чем дольше вы получаете доход , тем лучше .
Следовательно , для определения стоимости недвижимости оценщик должен принять во внимание размер, риск и период, связанный с получением дохода от использования данного имущества .
Оценка стоимости предприятия - это процесс оценки предприятия как единого функционирующего комплекса , приносящего прибыль . Этот процесс включает в себя обоснованную оценку основных фондов и оборотных средств , материальных и нематериальных активов , текущих и будущих доходов предприятия на определенный момент времени .
В зависимости от цели функций оценки различают отдельные виды оценочной стоимости предприятия . Например , при сделках купли - продажи предприятия или его части важно оценить его рыночную стоимость ; при осуществлении инвестиций - инвестиционную стоимость ; при страховании имущества предприятия - стоимость восстановления ; при кредитовании - залоговую стоимость ; при ликвидации предприятия - ликвидационную стоимость .
При проведении оценки необходимо определить каждый компонент имущества, влияющий на стоимость , включая нематериальные (неосязаемые) факторы. Примером влияния нематериальных факторов может быть общее впечатление от объекта недвижимости. Внутреннее оформление здания может быть средним, однако хорошее впечатление , произведенное его внешним оформлением может быть очень важным для покупателя. Другим примером неосязаемого фактора может быть хорошая репутация застройщика. Престижный тип квартир в каком-либо районе прибавит стоимость квартирам , расположенным рядом , но построенным другими застройщиками . Квартиры , предлагаемые для перепродажи отдельными владельцами, будут иметь меньшую цену . чем квартиры , продаваемые при поддержке серьезной рекламной компании . Необходимо установить стоимость в денежном выражении таких нематериальных активов и рассмотреть объект оценки с точки зрения типичного покупателя , с учетом предложения аналогичных объектов недвижимости в сходном окружении на момент оценки . При оценке необходимо учитывать потенциальные потребности и желания типичного покупателя . Стоимость таких возможностей потом должна быть переведена в денежную форму с учетом их вклада в суммарную стоимость .
Рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена , которую можно получить от продажи имущества на конкурентном и открытом рынке при соблюдении условий “ равновесия ”, т.е. продавец и покупатель действуют рационально , информирован , а при обсуждении цены стороны не испытывают давления каких-либо чрезвычайных обстоятельств . Данное определение стоимости включает представление о “нормальной “ ( равновесной ) сделке как о передаче титула собственности от продавца к покупателю в определенный момент времени при выполнении следующих условий :
мотивация продавца и покупателя является типичной ;
обе стороны хорошо информированы , например квалифицированными консультантами, и действуют целесообразно пониманию своего интереса ; имеется достаточное время , чтобы выявить реакцию рынка на сделанное предложение ;
платеж осуществляется наличными деньгами или другим наличным способом ;
компенсация продавцу за отчуждаемое имущество полностью представлена договорной ценой без каких-либо дополнительных уступок и связанных льгот .
Стоимость коммерческой недвижимости редко можно получить непосредственно от сравнения сходных продаж, потому что влияние различных сил очень трудно выделить и количественно определить. Стоимость такого вида недвижимости подвержена действию рыночных сил на гораздо большей территории , чем , например , жилая недвижимость. Для крупных объектов доходной недвижимости границы рынка могут охватывать территорию всего региона и даже республики . Зачастую инвесторы часто используют для себя объекты , находящиеся за тысячи километров от их штаб-квартиры.
Поправки к стоимости налогов должны быть сделаны с учетом условий финансирования . Не требуется поправок к ценам , если часть стоимости уплачивается продавцом , и это является обычным для данного рынка . Поправки не должны производиться механически , они должны учитывать рыночную реакцию на условия финансирования.
Продажная цена может отличаться от рыночной стоимости, особенно если отсутствуют те или иные условия равновесия. Например, продавец вынужден соглашаться на сделку , уступая в цене , потому что у него нет достаточно времени для выявления реакции рынка. Или для покупателя приобретение именно данного объекта недвижимости имеет особую привлекательность , вызванную , к примеру , налоговым регулированием . На продажную цену оказывают влияние также стоимость и доступность ипотечного кредитования .
Рассмотрим случай , когда недвижимость используется в качестве объекта инвестированная .
Капитал преследует цель воспроизвести себя с приращением . Недвижимое имущество представляет собой прекрасный инструмент для генерирования дохода .
Типичный инвестор , вкладывая в недвижимость , стремится получить наряду с возвратом вложенного капитала еще и прибыль на вложенный капитал . Инвестор так же хотел бы , чтобы были компенсированы все затраты на получение дохода . Для настоящего инвестора все иные удовольствия , связанные с владением собственностью , не имеет сколько-нибудь существенного значения .
Анализируя объект недвижимости для определенных инвестиционных целей, инвестор может иметь в виду рыночную стоимость , однако чаще он обращает внимание на условия финансирования, потенциальное будущее использование и будущую стоимость . Эти факторы сравниваются с альтернативными возможностями инвестиций для определения инвестиционной стоимости . Данный вид стоимости соотносится с индивидуальным инвестором, обезличенной и отражающей наиболее вероятное поведение на рынке .
Например , крупная страховая компания приобретает инвестиционный объект с целью получения долгосрочных преимуществ. Торговое здание со сроком аренды на 20 лет предлагается за цену , определенную на основе 9% нормы капитализации . Данная стоимость является текущей рыночной стоимостью , и данное капиталовложение может обеспечить внутреннюю эффективность капиталовложений ( внутренняя норма прибыли ) на уровне 11% за 20-летний период .
В приведенном примере , даже несмотря на то , что инвестиционная стоимость основывалась на 11%-ой внутренней норме прибыли , компания может изменить свое значение критерия инвестиционной стоимости с учетом приоритета ликвидности . Перед тем как приобрести здание , компания обнаруживает , что она может купить 20-летний облигации , выпущенные арендатором с выплатой 11%-годовых . Поскольку облигации более ликвидны , чем торговый центр , вполне вероятно , что инвестиции будут произведены в ценные бумаги .
- Принципы оценки недвижимости .
- Принцип спроса и предложения .
- Принцип изменения .
- Принцип замещения .
- Принцип лучшего и наиболее эффективного использования .
- Принцип падающей и растущей продуктивности .
- Принцип вклада .
- Принцип конкуренции .
- Принцип соответствия .
- Принцип регрессии .
- Принцип ожидания .
- Влияние на стоимость общегосударственных актов и действий местной администрации .
- Зональные различия .
- Влияние на стоимость ближайшего окружения .
- Подход с точки зрения затрат .
- Оценка по прямому сравнению продаж .
- Подход с точки зрения доходности .