Кто и как управляет предприятием?
Управление хозяйством — это один из видов организационно-экономических отношений. Обратимся к его изучению на уровне предприятия, хозяйственного объединения. В первую очередь важно выяснить, что представляет собой управленческий труд.
Возьмем, например, сооружение большого жилого дома. Несомненно, что строители не смогут начать и завершить стройку, если никто не будет обеспечивать их целенаправленную и согласованную работу. Устанавливать порядок в труде и контролировать деятельность всех работников совершенно необходимо везде, где производство ведется сообща, имеет общественный характер.
Стало быть, управление хозяйством представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие на процесс коллективного труда. Оно призвано организовать, согласовать и контролировать деятельность работников и производственных единиц в целях достижения намеченных результатов. Управленческие работники собирают и рассматривают информацию о ходе и перспективах производственной деятельности, принимают решения, обязательные для исполнения.
Кто и как занимается управлением на предприятиях крупного бизнеса, где трудится много специалистов разного уровня и профиля подготовки?
Управленческий труд охватывает два основных вида деятельности: а) собственно управление и б) подготовка к нему. Непосредственным управлением заняты хозяйственные руководители — директора предприятий (объединений) и их заместители, главные специалисты, начальники отделов и цехов, мастера производственных участков, диспетчеры и пр. Их работа сводится к принятию оптимальных (наилучших) с точки зрения поставленной цели решений и организации их выполнения. Для этого подбираются необходимые кадры работников, согласовывается работа исполнителей, контролируется и регулируется ход производства и выполняются другие задачи.
Подготовкой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики, секретари, машинистки к работники; которые обслуживают вычислительные, счетно-перфорационные и иные машины) используемые для переработки информации. Все они обеспечивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой информацией. Необходимой для принятия решений и организации их выполнения.
— подготовка заявок частных и акционерных предприятий на получение банковского кредита. Без серьезного обоснования таких заявок ссуда не выдается;
|
— выход на внешний рынок и привлечения иностранных капиталовложений.
Бизнес план — перспективный документ, рассчитанный на 3-5 лет. Его назначение состоит в том, чтобы спланировать хозяйственную деятельность на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и имеющимися ресурсами. Этот план помогает руководству фирмы решить следующие основные задачи:
а) определить конкретные направления деятельности предприятия, рынки сбыта его продукции и место фирмы в рыночной системе;
б) сформулировать краткосрочные и долгосрочные цели хозяйствования и способы их достижения. Определить лиц, ответственных за выполнение каждой перспективной задачи;
в) выбрать наименование товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и сбыту;
г) установить, в какой мере работники фирмы и их стимулы к труду соответствуют поставленным целям;
д) дать оценку материального и финансового положения предприятия и его возможностей по выполнению плановых заданий;
е) предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана. Таким образом, мы выяснили, кто и как управляет фирмой.