Трудовые ресурсы и заработная плата
Персонал предприятия
Персонал предприятия - это состав постоянно работающих на данном предприятии сотрудаиков.
На количество и профессиональный состав персонала предприятия влияют:
Во-первых, вид выпускаемой продукции ( или "профиль предприятия"). Во-вторых, количество выпускаемой продукции (или масштабы производства). Очевидно, что чем больше объем выпускаемой продукции, тем больше работников должны привлекаться. Влияние роста масштабов производства на профессиональный состав персонала состоит в привлечении специалистов, труд которых эффективен только на крупных предприятиях. Например, специалисты кадровых служб, сотрудники, занимающиеся согласованием деятельности подраздетеянй предприятия (даспетчеры). На малых предприятиях функции этих специалистов руководители выполняют самостоятельно.
Вне зависимости от вида и количества выпускаемой продукции на предприятии одни сотрудники занимаются непосредственным производством товаров и услуг, другие - управлением, третьи - техническими разработками, проектированием. Таким образом, весь персонал можно разделить на группы, занимающиеся выполнением близких по содержанию функций:
- административно-управленческий персонал (АУП);
- инженерно-технические работники (ИТР);
- служащие;
- рабочие;
- обслуживающий персонал.
В административно-управленческий персонал входят руководители всех уровней - мастера, начальники цехов, директора предприятий и их заместители.
К ИТР относятся инженеры, конструкторы, техники, т.е. все, занимающиеся инженерно-техническими разработками, внедрением и контролем за качеством технологического процесса.
В число служащих входят конторские работники, специалисты в области бухучета, экономики и финансов, секретари, учетчики.
Рабочие - это персонал предприятия, занятый непосредственным процессом производства товаров и услуг.
И, наконец, к обслуживающему персоналу можно отнести работников, обеспечивающих чистоту и порядок на территории предприятия, его охрану.
Теперь рассмотрим, какие требования предъявляются к работникам современных предприятий. Прежде всего от персонала требуется высокий уровень профессионального образования. Это связано с тем, что технологические процессы постоянно усложняются и, следовательно, растет доля интеллектуальных затрат, а простые операции, не требующие квалифицированного труда, автоматазируются. Постоянно растущие требования к уровню образования привели к тому, что, например, в ФРГ более половины молодых людей обучается в университетах и других вузах.
Процесс обучения не заканчивается с поступлением на работу: ведь для успеха на рынке необходимо выпускать все более совершенную продукцию. А это, в свою очередь требует все более квалифицированного труда. Поэтому передовые предприятия постоянно заботятся о повышении квалификации своих сотрудников. Из этого вытекает следующее требование к персоналу - способность к обучению. Чем более развита эта способность, тем меньше средств тратит предприятие на переподготовку и переквалификацию кадров.
Одной из важнейших черт персонала в рыночных условиях является его мобильность - способность перемещения с одного рабочего места на другое, из одного населенного пункта в другой. Высокая мобильность позволяет во многих случаях не увольнять излишнюю рабочую силу, а предоставить ей другую работу.
Еще одним требованием к персоналу является умение работать в группе. Прежде, когда рабочие выполняли простые операции, например при конвейерной сборке, такого требования не возникало. Но монотонное выполнение однообразных операций уже не соответствует современному интеллектуальному уровню работников, их потребностям в психологических контактах в процессе труда. Возникающая на этой основе неудовлетворенность содержанием труда снижает трудовую отдачу персонала. Выходом из этой ситуации является формирование рабочих групп, которым поручается выполйение нескольких взаимосвязанных операций, например при установке двигателя автомобиля. Усложнение поставленной задачи позволяет включить творческий потенциал персонала, решать возникающие проблемы и, как следствие, улучшается качество продукции, повышается производительность труда. Но работники, входящие в одау группу, должны, быть готовы к сотрудничеству и взаимопомощи, так как именно эти качества становятся едва ли не решающими в трудовом процессе.
Все вышеперечисленные современные требования к персоналу тесно взаимосвязаны. Так, человек с высоким уровнем образования более мобилен, чем не имеющий такового. Кроме того, каждая профессия формирует свой "набор" важнейших требований к работникам, которые позволят эффективно выполнять свои трудовые обязанности.