Стоимость воспроизводства
* * *
В отличии от сферы воспроизводства формирование стоимости в сфере услуг имеет свой специфический характер.
Для того, чтобы понять эту специфику рассмотрим формирование стоимости в технологических циклах труда именно этой сферы.
Такими характерными циклами для этой сферы труда, в соответствии с рис N 2-6 гл 2, являются циклы транспортировки, хранения и обслуживания.
На рис N 4-4 представлена функциональная модель технологического цикла транспортировки.
| |||
Рис 4-4
Хотя на первый взгляд функционально транспортный технологический цикл труда внешне очень похож на те, которые мы рассматривали в первых двух сферах труда, он коренным образом отличается от них. Дело в том, что транспортное средство не является орудием труда в том смысле, что оно не совершает никаких преобразований транспортируемого продукта, не использует вторичной информации для создания первичной, а потому информация на входе и на выходе цикла остается неизменной, а это означает, что С1 = С2.
Но в процессе самого транспортирования создается новая первичная информация - направленное движение транспортного средства. Информацию этого вида мы называли примитивной, т.к. она не только очень простая изначально, но и существует только в процессе движения и исчезает вместе с прекращением движения. Эта информация не запоминается, а потому не сохраняется. Но она требует энергетических затрат и вторичной информации - информации управления - для своего создания. Кроме того, это движение невозможно без использования транспортного средства, которое выступает в транспортном цикле в виде первичной информации сферы воспроизводства, имеющей стоимость равную добавочной стоимости его создания. А потому стоимость создаваемой первичной информации в соответствии с законом сохранения стоимости равна
Су = Сэ + Ст + К Сдоб ; (4-26),
где К Сдоб - амортизационное исчисление добавочной стоимости в связи с тем, что транспортное средство в транспортном технологическом цикле должно воспроизводиться.
Таким образом, стоимость транспортировки не зависит от стоимости перевозимого продукта труда и не изменяет его стоимость, но образует дополнительную стоимость, т.к. вызывает дополнительные стоимостные затраты общественного труда.
В отличии от абсолютной и относительной стоимости стоимость в сфере услуг, в т.ч. и стоимость транспортировки не сохраняется, т.к. не сохраняется создаваемая информация, она исчезает вместе с прекращением самой транспортировки. Однако, необходимость учета общественных трудовых затрат требует учета этой стоимости, а потому, аналогично амортизационным отчислениям, в интересах воспроизводства работы транспортных технологических циклов эти затраты искусственно добавляются к
стоимости перевозимого продукта. Такие виды стоимости мы будем называть стоимостью удорожания.
В процессе создания стоимости удорожания не может быть создано ни абсолютной, ни относительной прибавочной стоимости, но может быть создана экономия общественного труда путем уменьшения стоимости удорожания.