Планирование и управление активами
В предыдущем разделе мы рассмотрели общую структура организации финансов предприятия. Однако на практике финансы предприятия - это намного более сложная система, состоящая из множества элементов и их взаимосвязей, а также большим количеством нюансов, выпадающих из общей схемы. Поэтому данный раздел будет посвящен некоторым практическим вопросам планирования и управления активами, которые будут рассмотрены на примере малого предприятия (AIS Autoparts – торговля автозапчастями).
Как для открытия нового, так и для уже существующего предприятия в первую очередь нужно определить, какие виды активов необходимы для функционирования бизнеса и сколько денежных средств требуется для его финансирования. Это один из ключевых моментов, т.к. недооценка требуемых активов в начале работы погубила много хороших начинаний.
Активы любого предприятия длятся на текущие (краткосрочные) и основные (долгосрочные). К текущим активам относятся денежные средства, вложенные в основные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения. Основные активы представляют собой средства труда (здание,оборудование, транспорт и т.д.), которые многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. По российскому законодательству к основным активам относятся средства труда стоимостью свыше 500 руб. за единицу и сроком службы более одного года.
Первый шаг заключается в составлении списка статей активов, необходимых для функционировании фирмы. Начинают с анализа потребности в текущих активах. Если план составляется для торговой фирмы, то потребность в текущих активах должна рассматриваться следующим образом:
- Наличные деньги;
- Фонды финансирования получаемых счетов;
- Деньги на оплату инвентаря;
- Запасы;
- Страхование.
Затем определяется потребность в основных активах:
- Земля, здания, сооружения;
- Мебель и оборудование для офисов и складов;
- Транспортные средства для грузовых перевозок;
- Машины и оборудование.
Данный список конечно не включает все статьи активов, необходимые для торговой фирмы, но основные пункты присутствуют.
Следующим шагом является выявление приблизительной денежной стоимости каждого пункта в списке активов. При оценке одних активов можно следовать общим правилам, для других. таких как земля и здания, стоимость диктуют выбранные расположение и местонахождение. Однако наиболее оптимально для расчета стоимости всех материальных активов использовать рыночные цены.
Перед тем, как предпринимателю определить, какие виды активов необходимы и сколько капитала требуется, чтобы оплатить каждый из них, должен быть сделан расчет потенциальных доходов и расходов. Отчет о планируемом доходе в данной ниже таблице является примером подсчета потенциальных продаж. Доход от продаж затем используется в трех направлениях: для оплаты издержек производства на проданный товар, для покрытия постоянных и текущих расходов (включая стоимость использованных активов) и для обеспечения прибыли.
AIS Autoparts Отчет о планируемом доходе (Первый год функционирования)
Доход от продаж |
300 000 $ |
Себестоимость проданных товаров |
225 000 $ |
Валовая прибыль |
75 000 $ |
Общие текущие расходы (проект) |
52 500 $ |
Далее необходимо решить вопрос с наличностью. Сколько наличности должна иметь фирма? Согласно консервативному правилу, наличность должна соответствовать текущим расходам, действительно возникающим за один оборот товарных запасов. Начнем с предположения о текущих расходах, составляющих 52 500 $, которые должны быть выплачены в течение года, не считая амортизацию. Амортизация представляет собой годовой износ основных активов (зданий, машин, оборудования), поэтому записывается в документации предприятия как расход, но не выплачивается в течение года.