Практические задачи на вычисление эластичности, построения кривых спроса и предложения
Кривая спроса при монополистической конкуренции является эластичной, но лишь до известных пределов. Она более эластична, чем кривая спроса при чистой монополии, т.к. продавец в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяющие товары. Одновременно спрос при монополистической конкуренции не является совершенно эластичным. Во-первых, фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньше конкурентов, чем при чистой конкуренции. Во-вторых, продукты фирм представляют собой близкие, но несовершенные заменители.
На чисто конкурентном рынке фирма находится в равновесии, изображенном на рис. 3. Видно, что в точке равновесия цена равна предельным издержкам и одновременно равна средним издержкам. Равенство цены и средних издержек означает, что конкуренция вынуждает фирму на конкурентном рынке производить товар в точке минимума средних издержек и устанавливать цену, которая соответствует этим издержкам. Очевидно, что в этом случае потребители выигрывают от наиболее низких цен на продукцию, при издержках преобладающих в данное время. Кроме того, на конкурентном рынке отсудствуют издержки на рекламу, которые также ведут к снижению цены.
Равенство цены и предельных издержек показывает, что ресурсы распределяются так, чтобы произвести совокупную продукцию, состав которой наилучшим образом соответсвует предпочтениям потребителям.
При монополистической конкуренции не достигается ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Из рис. 1 мы видим, что цена выше, чем предельные издержки, т.е. фирма недопроизводит существенный объем товаров по сранению с чистой конкуренцией. Общество ценит выше дополнительные единицы товара, чем альтернативные продукты, котрые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести.
Более того из рис. 1 мы видим, что в условиях монополистической конкуренции фирмы производят несколько меньший, чем наиболее эффективный объем продукции. Это влечет более высокие издержки на единицу продукции, чем достижимый минимум. Это значит, что цены устанавливаются более высокие, чем произошло бы в условиях чистой конкуренции.
В итоге получаем, что при монополистической конкуренции предприятия работают с изыточной производственной мощностью и устанавливают более высокие цены, чем при чистой конкуренции.
Задача 5
Какие предположения относительно реакции конкурентов на изменение цен какой-нибудь одной фирмой лежат в основе ломаной кривой спроса? Почему существует разрыв в кривой предельного дохода? Как ломаная кривая спроса помогает объяснить негибкость олигополистических цен? Каковы недостатки модели ломаной кривой спроса?
Первое предположение состоит в том, что конуренты изнорируют повышение цены одной из фирм. Второе предположение - конкуренты выравнивают свои цены по цене конкурента в случае ее снижения.
Необходимо отметить, что кривая спроса выше точки излома высокоэластична, а ниже намного менее эластична. Именно из-за различий в эластичности разных отрезков кривой спроса образуется разрыв в кривой предельного дохода.
Цены негибки по 2 причинам. Во-первых, любое изменение цен приведет к худшему. При повышении цены фирма потеряет много клиентов. При уменьшении цены в лучшем случае продажи фирмы увеличатся умеренно, т.к. конкуренты последуют за ней. В худшем случае это может вызвать войну цен и привести к убыткам. Во-вторых, ломаная кривая дохода означает, что в определенных пределах изменения в издержках не будут влиять на цену и объемы производства. Первый недостаток - ломаная кривая не объясняет, почему текущая цена была Х рублей, а никакая-то другая. Нельзя объснить, как эта цена установилась первоначально. Второй недостаток - как показала практика, цены не являются столь негибкими, как это показывает ломаная кривая спроса, особенно по направлению вверх.
Задача 6
Заполните следующую таблицу спроса на труд в условиях чистой конкуренции и реализующей продукцию на конкурентном рынке.
Единица труда |
Совокупный продукт, ТР |
Предельный продукт, МР |
Цена на продукт, руб |
Совокупный доход, ТR |
Предельный продукт в денежной форме, MRP |
1 |
17 |
17 |
2 |
34 |
34 |
2 |
31 |
14 |
2 |
62 |
28 |
3 |
43 |
12 |
2 |
86 |
24 |
4 |
53 |
10 |
2 |
106 |
20 |
5 |
60 |
7 |
2 |
120 |
14 |
6 |
65 |
5 |
2 |
110 |
10 |