Содержание договора о франшизе
Правда, существуют примерные формы договоров на покупку–продажу патентных лицензий, беспатентных лицензий, которыми можно воспользоваться как прототипами при составлении франшизного соглашения, но интересы каждой из сторон будут более надежно защищены, если в подготовке соглашения будет использована помощь опытного юриста. Следует обратить особое внимание на такой аспект предмета соглашения, как исключительность передаваемых франшизопользователю прав. В соглашении должно быть четко определено, будут ли передаваемые франчайзером права исключительными и, если это предусматривается, то в границах какой территории. Здесь могут быть различные варианты. Если одновременно с передачей права на товарный знак предусматривается поставка товаров для их последующей реализации, то в соглашении могут быть определены торговые квоты. Может быть также предоставлена возможность не только пользоваться передаваемыми исключительными правами, но и продавать их, в свою очередь, другим лицам. В этом случае будут иметь место отношения субфранчайзинга. Это значит, что франчайзи, купивший лицензию, будет выступать по отношению к тем лицам, которым он перепродает лицензию, в качестве франчайзера.
Специфика предмета договора в отношениях франчайзинга обуславливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться им. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы, последующее оказание консультативной помощи. Все эти вопросы должны быть отражены в договоре. Если программа практической помощи франчайзи является достаточно объемной, она может быть вынесена из основного текста договора в приложение (которое, разумеется, должно быть неотъемлемой составной частью договора).
Самостоятельный блок условий соглашения о франшизе—обязательства, которые берет на себя франчайзи. Они также в значительной мере определяются предметом договора. Основное из них—плата за пользование лицензией. Здесь же нужно отметить, что способы установления платы могут быть весьма различными. Обычно они включают в себя единовременный вступительный ВЗНОС, плату за лицензию и периодические последующие платежи в виде отчислений от прибыли (роялти). Могут быть установлены и дополнительные виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу. Но не исключено, что фирма–франчайзер ограничит платежи со стороны франчайзи по некоторым видам соглашений на определенном этапе развития только единовременной оплаты поставляемого оборудования и материалов.
Из специфики предмета соглашения о франшизе следует также предусматривать среди прочих условий обязанности франчайзи по сохранению репутации (доброго имени) франчайзинговой системы в целом. Это предполагает строгое соблюдение стандартов, установленных франчайзером, инструкций по организации и управлению предприятием, оговоренной политики цен, участие в маркетинге и рекламе, в совершенствовании методов работы.
Как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера, а также ряд стандартных условий, обычно включаемых в хозяйственные договоры всех видов: о сроках действия договора, ответственности сторон, правопреемстве, способах разрешения споров.
Одна из сложнейших задач франчайзера при составлении им стандартного соглашения о франшизе и исполнении оговоренных в нем обязательств—это поддержание корректного уровня контроля над деятельностью франчайзи так чтобы контроль этот не был чрезмерным. Франчайзеру обычно подаются требования работников предприятия–франчайзи о компенсации или жалобы о нанесенном ущербе от третьего лица, которое понесло убыток во франчайзированном предприятии. Лица, подающие жалобы, утверждают, что франчайзер должен нести ответственность за деятельность и оплошности своих франчайзи. Во многих случаях основанием для навязывания подобного рода ответственности является право контроля франчайзера над деятельностью франчайзи.
В практике американского франчайзинга такой род ответственности принято называть субститутивной ответственностью. Жалобы, связанные с субститутивной ответственностью, часто основываются на агентском праве. Другими словами, истец подает жалобу, имея в виду, что франчайзи является «агентом" франчайзера. По этому закону сторона, представляемая «агентом", называется «принципал". Основное положение агентского права заключается в том, что принципал несет ответственность за деятельность и упущения своих агентов. Таким же образом, если франчайзи фактически является агентом своею франчайзера, то тот обязан нести ответственность за ошибки и упущения франчайзи. Агентские отношения характеризуются тремя элементами: