Прекращение франчайзинговых отношений
Для ситуаций, в которых прекращение договора неизбежно, можно отметить несколько рекомендаций:
1. Тщательное ведение записей, досье на франчайзи—содержание телефонных разговоров, возникающие проблемы с франчайзи, жалобы и т.д.
2. Уведомление франчайзи о своем решении заблаговременно.
3. Указание в уведомлении причин, со ссылкой на соответствующие пункт соглашения.
4. Уведомление франчайзи о его и своих обязательствах, последующих за прекращением соглашения.
Окончание срока действия соглашения.
Интересно, что довольно много преуспевающих франчайзеров не указывают в договорах той ситуации, которая случится через 10 и 20 лет или по истечении срока договора. Франчайзи, особенно успешно работающих, волнует это гораздо больше, поскольку они хотят оставить франчайзинг за собой.
Продление договора обычно требует от франчайзи выполнения им текущих обязательств, кроме того, в некоторых системах требуют уплаты взноса за возобновление договора (который значительно ниже первоначального), а также за модернизацию помещения.
Стратегия «окончания игры» должна быть хотя бы по той причине, что все бизнесы имеют свои жизненные циклы: они зарождаются, растут, развиваются и умирают. Наряду с этим в период жизненного цикла системы могут возникнуть и другие ситуации, требующие прекращения отношений франчайзинга: неправильное использование торговой марки, несоответствующее качество, неуплата полагающихся выплат, неправильная работа, изменения на рынке — это только некоторые из них. У предпринимателя, взявшегося за такой вид бизнеса нет выбора, кроме как быть к ним готовым.