Деловой франчайзинг

КАК ЭТО БУДЕТ У НАС

Вот как прокомментировал возможность развития франчайзинга в отечественном риэлторском бизнесе президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев: “На моей памяти раскололось семнадцать московских агентств недвижимости - именно из-за того, что они создавали представительства. При локализации маленького коллектива у него быстро появляются свои собственные интересы, независимые от интересов фирмы”.

Одна из самых страшных болезней риэлторского бизнеса заключается в дороговизне подготовки специалистов, которых впоследствии очень легко потерять. При создании франчайзи или территориальных отделений это противоречие может сыграть роль мины замедленного действия, спровоцировав распад компании. По мнению г-на Апрелева, франчайзинг в отечественной недвижимости возможен, но не сейчас - в стране нет как такового франчайзингового законодательства. Впрочем, законодательную базу под франчайзинг подвела новая редакция Гражданского Кодекса, введя понятие коммерческой концессии. В 54 главе 2-й части ГК оговаривается: “По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение ( .) право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование ( .), на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав -товарный знак, знак обслуживания и т.д.” Именно в использовании коммерческой концессии видит будущее франчайзинга руководство МЦБН. И имеет на это определенные основания. Представительство МЦБН в подмосковном городе Зеленограде было открыто именно по этой модели. Несколько независимых зеленоградских брокеров обратились в компанию с просьбой разрешить им пользоваться именем биржи. При этом они сами нашли помещение для своей работы, оплатили его аренду, а биржа по договору коммерческой концессии предоставила им свою торговую марку. Кроме того, зеленоградское представительство получило лицензию и право самостоятельно регистрировать сделки, не обращаясь для этого в московский офис МЦБН. Соединение известной торговой марки и команды опытных риэлторов, хорошо знающих зеленоградский рынок недвижимости, дало быстрый эффект. Вновь открывшееся представительство в течение короткого срока смогло захватить в Зеленограде долю рынка, сравнимую с той, которую имеют в этом подмосковном городе такие крупные агентства, как “Миэль” и “Нора”. По мнению руководства МЦБН, коммерческая концессия позволит полностью реализовать преимущества франчайзинговой модели на рынке недвижимости. Для еще большего расширения сети представительств биржа заложила в договор с пользователями концессии обязательство последних открывать в свою очередь определенное количество субконцессий - предоставлять третьим лицам тот же комплекс услуг, который МЦБН дает концессионерам. То есть франчайзинговая система биржи должна расти сразу на двух уровнях, откусывая у конкурентов все новые и новые доли рынка. Вопрос о том, какие меры противодействия предпримут конкуренты, остается открытым.

Помимо этой статьи я бы хотел обратить внимание на образование наших коммерсантов не только в центральном регионе, но и удаленных.

Не исключено, что в лексиконе бизнесменов и предпринимателей Приморья скоро появятся новые слова - “франчайзинг”, “франшиза”, “роялти”, лицензия “Мастер”. Но это будет не данью моде, а производственной необходимостью. 20 февраля во Владивостоке начнется семинар “Франчайзинг в России” для деловых людей Приморья, где Американский центр поддержки предпринимательства совместно с краевой и городской администрациями намерены познакомить с новой для России, эффективной системой дистрибуции (распределения).

Спонсорами семинара являются Агентство по международному развитию США, Сибли Интернэшнл, консультанты по франшизе из разных стран и центра поддержки бизнеса “Делойт и Туш”. Лекции прочтут господа Фиона и Джон Скотт -учредитель и соучредитель компании “Фастфрейм США”. Участники семинара будут работать три дня. Два из них посвящаются обзорным темам, и один - детальному ознакомлению с изучаемым предметом уже для тех, кто хочет получить адреса, телефоны, завязать отношения и установить контакты, чтобы получше узнать, чем занимаются франчайзинговые предприятия. Участники семинара получат пакет документов на русском языке и “Руководство по франчайзингу”, автором которого является юрист и консультант по франчайзингу, гражданин Великобритании Мартин Мендельсон.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7