Анализ деловой активности и эффективности управления предприятием.
Главной целью функционирования предприятия является приносить необходимую прибыль. При этом руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. Так, исходя из принятой финансовой стратегии фирма имеет возможность увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования по способу отнесения затрат на себестоимость продукции.
Для оценки результативности деятельности предприятия используют преимущественно-относительные показатели. Для анализа деловой активности и эффективности управления предприятием мы будем использовать три группы показателей, которые находятся в очень тесной взаимосвязи.
Показатели оценки рентабельности предприятия характеризуют прибыль, получаемую с каждой гривны средств вложенных в предприятие. Экономическая сущность, формулы и расчет основных показателей этой группы применяемых при анализе ФСП представлены в Табл. 2.9. Основными источниками информации для расчета показателей служат формы №1 и 2 (Прил. 1.2.).
Под анализом эффективности управления понимаются показатели прибыльности продукции, которые непосредственно связанны с первой группой и показывают насколько прибыльной является наша продукция.
Группа показателей ценовой активности позволяет проанализировать насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Эти показатели дают нам возможность определить тенденции изменения скорости оборота средств, от которой зависит насколько быстро вложенные средства вернуться к нам. Показатели ценовой активности нагляднее представлять в коэффициентах. Почти все показатели оборачиваемости рассчитывались ранее, поэтому новым будет только коэффициент общей капиталоотдачи, который рассчитывается по формуле:
Общая капиталоотдача = Продукция (оборот) _
Средняя стоимость имущества
Необходимо сказать, что все формулы, используемые в этом разделе вычисляются согласно методике А. Д. Шеремета и Р. С. Сайфунина [41, c. 70-72].
Все рассчитанные коэффициенты и формулы применяемые при расчетах второй и третьей группы показателей этого раздела представлены в таблице 2.10.
Делая общее заключение по этой главе мы снова видим, что расчетные данные подтверждают вывод об ухудшении ФСП. Так, не рассматриваемый ранее, коэффициент общей капиталоотдачи свидетельствует о том, что период оборота имущества предприятия составил 355 дней, в то время как аналогичный показатель за прошлый год был равен 242 дням. Следовательно, период оборота увеличился на 113 дней. Делая оценку показателей рентабельности и эффективности управления мы видим, что они имеют отрицательные значения. Это связано с тем, что вместо ожидаемой прибыли фирма получила убыток. Рассматривая аналитические условия деятельности фирмы и сопоставляя их с данными формы №1 мы пришли к выводу, что производство б/а напитков на заводе фирмы не рентабельно, так как затраты на их производство превышают их цену. В прошлом году фирме удалось за счет большего объема операций с товарами перекрыть убыток завода и даже получить прибыль. Но в этом году объем товарных операций был не столь велик и фирма не смогла покрыть убыток от реализации б/а напитков. Для улучшения своего положения с прибылью, фирме необходимо увеличить объем товаро-посреднических операций и повысить рентабельность продукции.
На рентабельность продукции сильное влняние оказывает фактор сезонности производства б/а напитков. Следует обратить внимание и на изменение политики по реализации товаров, применяя: рекламу, массовые продажи, торговые скидки на продукцию.