Социальная политика как инструмент социального менджмента на макроуровне. Модели социальной политики.

Субъекты СП:

Государство, ему принадлежит главное место в соц.регулировании. Его представительные и исполнительные органы действуют на центральном, региональном и местном уровнях. При этом между ними существует тесная связь и разграничение основных функций и полномочий. Гос.органы

-формулируют общую концепцию и основные направления СП,

-вырабатывают ее стратегию и тактику,

-обеспечивают законодательную и правовую основу,

-реализуют конкретные положения на местах.

2.Соц.деятельность, осуществляемая в пределах отдельных предприятий и фирм. Администрация предприятий формулирует относительно самостоятельную позицию по решению соц.проблем в пределах соответствующей компетенции.

3.Активность институтов ГО – общественных, политических и профессиональных объединений.

4.Организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах.

Т.о., соц.регулирование, проводимое государством, и соц.программы предприятий и институтов ГО в своей совокупности образуют СП общества. Решая примерно сходные задачи, они тесно соотносятся между собой и дополняют друг друга. При этом используются различные методы и средства, в разных масштабах, на разной финансовой основе. Разнообразие составляющих СП служит необходимой предпосылкой ее эффективности, ибо повышает целенаправленность, адресность и гибкость. Разнообразие составляющих при приоритетной роли государства в координации и финансировании придает всему механизму СП смешанный характер.

Истоки государства всеобщего благоденствия

восходят к середине 19 в. и связаны с обострением соц.-кл.конфликтов, возникновением и распространением идеи социализма.

Первый вариант соц.государства сложился в Германии в 1880-е гг. при Бисмарке, который расширил и усилил систему соц.страхования, приняв законы о несчастных случаях на работе и о пенсиях для рабочих и крестьян. Однако широкое вторжение государства в экономику и другие области заметно усиливается лишь после Первой мировой войны. До этого госсектор был небольшим, в большинстве стран он составлял 5-10% от ВВП. В США в 1913 г. доля государства составляла 9%, тогда как в Германии – 18%, в Англии – 13%. В России и Японии роль государства также становилась все более значительной, что обеспечивало быстрый эк.рост. Но именно в Германии государство впервые стало социальным.

Второй вариант социального государства выдвинул лорд В.Беверидж, разработавший проект системы социальной защиты (1942), дополнивший его планом полной занятости рабочей силы и бесплатной медициной (1944). Однако решающий вклад в разработку ГВБ внес Дж. Кейнс, который в главном своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложил стройную концепцию государственного регулирования экономических и социальных отношений в обществе. Суть своего подхода Кейнс выразил в следующих словах:

«Я ставлю главное ударение на увеличение покупательной способности, обусловленной правительственными расходами, которые финансируются кредитами».

В своей концепции он делает ставку на стимулирование личного потребления и повышение жизненного стандарта, что стало главным принципом эк.политики зап.стран. Не менее значительным был вклад Кейнса в практическое осуществление новой экономики. В 1944 г. Дж.Кейнс и Г.Уайт создали Всемирный банк и МВФ, составившие основу новой международной валютной системы, котоая успешно работала до серю70-х годов, обеспечивая невиданный ранее ежегодный рост промышленного производства в зап.странах на 5,6 %, а также рост мировой торговли со среднегодовым темпом более 7 %.

В процессе практического осуществления ГВБ сложились 3 основные его модели:

-либеральная,

-социал-демократическая,

-консервативно-корпоративная.

США одними из первых начали реализацию либеральной модели в русле объявленного Ф.Рузвельтом «нового курса».

Вторая модель нашла воплощение гл.обр. в скандинавских странах, особенно в Швеции и Дании. Эта модель перекликается с проектом В. Бевериджа, однако она возникла и формировалась раньше указанного проекта, получив наиболее полное и последовательное осуществление.

Третья модель продолжает линию Бисмарка, она характерна для континентальных европейских стран – Германии, Италии, отчасти Франции.

Названные модели различаются между собой в первую очередь теми формами, в которых государство выполняет свою функцию соц.защиты. Основными среди них выступают 3:

-экономическая,

-социальная,

-семейная.

Либеральная модель СГ отдает безусловный приоритет экономическому, или первичному распределению, которое обусловлено прямым участием человека в системе производства. Она предполагает высокий уровень занятости. Соц.форма распределения тоже присутствует, но она занимает весьма скромное место и действует по остаточному принципу. Некоторые соц.риски покрываются частным страхованием.

Перейти на страницу: 1 2 3 4