Инновационная политика государства.
Технологическая политика государства создает рыночные стимулы для формирования национальными частными компаниями инновационно ориентированной стратегии.
Создание государством условий для свободного доступа национальным компаниям к результатам фундаментальных исследований является огромным по значению и стоимости вкладом в повышение их конкурентоспособности.
Важна также поддержка со стороны государства системы образования и подготовки (а также в некоторых случаях переподготовки) специалистов.
В инновационно ориентированной экономике интеллектуальный капитал играет решающую роль в реализации новых технологий и достаточно глубокой технологической реструктуризации производства.
Четкое разделение функций различных секторов при вкладе в общее стратегическое развитие положено в основу структуры расходов на исследования и разработки (ИР). Наибольшее количество новых технологических разработок финансируется частными компаниями, наименьшее – вузами и правительственными учреждениями. Преобладающим источником финансирования ИР практически во всех странах являются промышленные компании (72,4% - в Японии и Южной Корее, 70,2% - в Финляндии, 68,2% - в США), они в основном и осуществляют исследования и разработки (75,3% - в США, 75,1% - в Швеции, 74% - в Южной Корее, 71% - в Японии). В менее развитых странах правительство финансирует наибольший объем ИР (в Мексике – 65,3%, в Турции 47,7%), а основные исследования осуществляются в университетех (38,6% и 55,3% соответственно).
Кроме непосредственного участия в финансировании наиболее затратной части инновационного процесса, государство стремится стимулировать и сами компании к инвестированию средств в инновационную деятельность.
В России в 2000 году расходы на исследования и разработки, осуществляемые из всех видов источников (частные компании, правительство, высшие учебные учреждения, негосударственные организации), были в 25 раз меньше, чем в США, в 9,2 раза меньше, чем в Японии, в 5 раз меньше, чем в Германии и почти в 4,8 раза, чем в Китае. Разработка и внедрение новых технологических решений в России пока еще не являются источником экономического роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
Таблица 1
Структура расходов на исследования и разработки в России (в %)
1994г. |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
1999г. |
2000г. | |
Фундаментальные исследования |
9,3 |
15,7 |
15,8 |
17,7 |
16,1 |
14,2 |
13,4 |
Прикладные исследования |
33,4 |
18,1 |
16,2 |
16,8 |
16,1 |
17,4 |
16,4 |
Разработки |
57,3 |
66,2 |
68,0 |
65,5 |
67,0 |
68,3 |
70,2 |