Консалтинг как фактор повышения интеллектуального капитала организации
Виды и стили консалтинга
Выделяют 3 стиля консультирования:
Экспертное
Клиент верно определил суть и содержание проблемы и временно передает бремя решения проблемы специалисту. Роль консультанта – передать клиенту готовое решение без комментариев и обоснований.
Обучающее
Клиент верно определил суть и содержание проблемы и временно передает бремя решения проблемы специалисту, принимая участие в семинаре по выявлению способов решения проблемы. Роль консультанта - передать клиенту готовое решение с комментариями и пояснениями.
Процессное
Клиент констатирует, что само определение сути и содержания проблемы представляется сложным и запутанным, готов разрешить консультанту участвовать не только в определении сути проблемы, но и в процессе ее решения. Консультация по процессу развивает умение клиента решать проблемы. Роль консультанта по процессу - содействовать процессу решения проблем, а не определять их содержание.
Как мы видим, консалтинговый процесс проходит в тесном взаимодействии с клиентом и имеет следующие стадии:
диагностика (выявление проблем)
сбор данных на объекте и их обработка,
систематизированное определение проблемы
разработка решений
определение поля допустимых решений,
выбор рекомендуемых решений,
представление решений руководству клиентской организации.
внедрение решений
разработка программы внедрения
внедрение
контроль за внедрением
оценка результатов проекта
конец реализации контракта.
Ревизия деятельности предприятия-клиента;
Участие в деятельности предприятия-клиента (стратегическое планирование, решение совокупности проблем, связанных с организацией проблем в различных сферах деятельности предприятий, а также разработка и внедрение информационных систем, системная интеграция и т.д.
Консалтинг осуществляется в областях общего управления, администрирования, финансового управления, управления кадрами, маркетинге, производстве, информационных технологий, а также специализированных услуг. Всего по международной классификации есть 104 вида консалтинга.
Перейдём теперь к рассмотрению основных направлений консалтинга. Различные консалтинговые компании по-разному классифицируют основные виды консалтинга, исходя, по-видимому, из собственного опыта и специфики предоставляемых ими услуг: каждый из авторов предлагает анализ проблемы собственной, порой субъективной, имеющей отношение к конкретной отрасли экономики, точки зрения.
Поэтому, с целью выявления наиболее общих направлений консалтинга обратимся к опыту фирм «Большой Шестёрки» как наиболее авторитетных и обладающих огромным опытом работы в этой области, и на основе перечня услуг, предоставляемых каждой из этих фирм, попытаемся создать собственную классификацию. Перечень услуг, предлагаемый, каждой из пяти представленных компаний «Большой Шестёрки», весьма неоднороден и специфичен. Более того, данный перечень плохо структурирован и систематизирован, так как в первую очередь рассчитан на конечного пользователя, а не на аналитика, изучающего проблемы консалтинга. Тем не менее, если исключить из перечня услуг для тех или иных отраслей экономики (здравоохранение и медицинское обслуживание, коммуникации, государственный сектор сферы услуг, энергетика, коммунальные услуги) и акцентировать внимание на услугах, как направлениях консалтинговой деятельности, то можно выделить некую общую тенденцию.
В странах с рыночной экономикой приглашение профессионалов является престижным свидетельством того, что фирма обладает достаточной деловой культурой, чтобы использовать предлагаемый рынком интеллектуальный капитал в области менеджмента. Отсутствие специалистов-консультантов при разработке ответственного решения рассматривается также, как отсутствие архитектора при новой модели автомобиля. разработке проекта здания, врача при лечении больного или дизайнера при разработке