Использование источников найма
Большинство организаций применяют набор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою. В таких коллективах легко складываются корпоративные отношения. Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных работников. Некоторые организации практикуют уведомление всех своих служащих о любой открывающейся вакансии, что дает им возможность подать заявления до того как, будут рассматриваться заявления людей со стороны. Одним из методов является обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу друзей и знакомых. Одна из основных проблем при наборе служащих связана с желанием нанимающего "выгоднее продать" свою компанию. Он может завысить положительные моменты или занизить трудности работы в компании. В результате у потенциального кандидата могут возникнуть необоснованные ожидания. Нужно учитывать мотивационные запросы кандидатов и убедительно продемонстрировать возможности их удовлетворения именно на вашем предприятии.
Радио и телевиденье практически не используются из-за дороговизны услуг. Чаще предприятия взаимодействуют с газетами, размещая объявления о вакансиях, так как считают этот способ более эффективным, быстрым, хотя и чуть более затратным, чем поиск персонала по объявлениям типа "ИЩУ РАБОТУ" в газетах. Некоторые предприятия прибегают к услугам посреднических фирм. Доля предприятий, работающих с посредниками (рекрутинговыми компаниями), не превышает 25% от общего числа.
Обращает на себя внимание крайне низкая оценка эффективности работы Государственной службой занятости современными фирмами и предприятиями. Возможно, это происходит потом, что изначально ориентированная на обслуживание промышленных предприятий, ГСЗ не успевает приспособиться к быстро изменяющимся потребностям новых предпринимательских структур, которым требуется персонал с новыми характеристиками и качествами. Государственные службы занятости не обременяют себя анализом возможностей и личностных качеств соисателя, а попросту информирует о наличии вакансий. Безусловным лидером по поставке на рынок труда молодых, энергичных, грамотных и амбициозных сотрудников, не обремененных комплексом "рабочего и служащего социалистического предприятия" являются учебные заведения. Кроме этого сотрудничество с ними не требует высоких затрат. Наиболее явным недостатком работы с учебными заведениями, являются большие временные затраты. Но их можно снизить, привлекая возможных кандидатов на вакансию уже на стадии прохождения студентами производственной практики и написания ими курсовых и дипломных работ по заказу компании, ориентируя их на специфику вашего предприятия. Относительно новым динамично развивающимся является использование интернет ресурсов для поиска кадров. На множестве Сайтов можно как размещать информацию о вакансиях, так и просматривать объявления соискателей. Как правило, можно изучить "резюме" кандидата и уже заочно иметь предварительную информацию о нем.