Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе

Содержание адаптационных программ достаточно разнообразно. Наибольшее внимание в них уделяется функциональным обязанностям, иерархии и структуре предприятия, непосредственному окружению коллегам, дисциплине, т.е. тому, что позволяет включить сотрудника в производственный процесс. Социальным отношениям уделяется меньше внимания, и поэтому новички вынуждены самостоятельно осваивать существующие нормы и правила и исподволь узнавать о "славной" истории и традициях коллектива. Сравнивая эффективность ознакомления новых сотрудников с теми или иными аспектами нового места работы, мы наблюдаем любопытную картину: новичка, прежде всего волнует социально экономическая сфера, а не нормы и правила, регламентирующие основной производственный процесс. Его лукавство состоит в том, что прямые вопросы о существующих правилах взаимоотношений в коллективе задавать не корректно, и вопросами о производственном процессе он может посеять сомнения в своей компетентности. Конечно, предприятие не институт для благородных девиц, но и сотрудники не винтики.

На первые места по эффективности выходит информация, необходимая человеку для нормального самоощущения и чувства сопричастности, - традиции предприятия и системы оплаты труда. Далее требуется информация о непосредственной трудовой деятельности функциональных обязанностях. Затем снова "социальный" блок система социального обеспечения, неформальные и формальные правила поведения в коллективе. Такая информация, как режим безопасности и коммерческой тайны, техника безопасности, структура и иерархия предприятия по значимости для новичка менее важны.

Эффективность участия должностного лица в адаптации вновь нанятых падает соответственно количеству иерархических уровней стоящих между сотрудником и отвечающим за адаптацию. Отсюда вывод, что адаптацией новых сотрудников должны заниматься профессионалы, для которых эта деятельность является прямой функциональной обязанностью. Кроме того, к этой работе следует привлекать и тех, кто непосредственно связан с рабочим местом, на которое взят новичок.

Не стоит смешивать понятия "испытательный срок" и "адаптационный период". Конечно, они могут совпадать во времени, но задачи, которые решаются в адаптационном периоде гораздо шире. Главной задачей испытательного срока является выяснение того, насколько новый сотрудник профессионально пригоден и состоятелен как специалист. Адаптационный период, как правило, имеет более длительный срок, и его главную задачу можно сформулировать, как налаживание системы взаимосвязей и взаимозависимостей новичка с новой для него материально-социальной средой, в которой ему предстоит реализовывать себя как специалисту и личности в течение длительного времени.

Перейти на страницу: 1 2