Конфликтные ситуации в организации

- усилиями, затрачиваемыми на их решение.

Чем более проблема принимается сотрудником как личная, чем больше усилий тратит он на ее решение, тем выше напряженность поля проблемы. Можно ввести шкалу позволяющую определять уровень конфликтности в организации:

- "болото"; нет осознания проблем, нет противодействия им;

- разногласия; проблемы частично осознаются, но попыток решения нет;

- продуктивная напряженность; проблемы осознаются, противодействие им используется эффективно;

- скрытое недовольство; проблемы осознаются, противодействие им либо неосознанно, либо не проявляется открыто;

- конфликт; проблемы осознаются, противодействие носит характер конфронтации.

Понятно, что продуктивная напряженность должна хорошо коррелировать с эффективной работой организации. Она создает возможность для использования интеллектуального потенциала всей организации. Крайние позиции по уровню конфликтности, как правило, свидетельствуют о низком использовании человеческого потенциала. Как очень низкий, так и очень высокий уровень конфликтности приводит к снижению эффективности работы, мешает нововведениям, изменению стиля и т.д.

"Разногласия" и "скрытое недовольство", на наш взгляд, очень похожи по результатам влияния. Но различны причины, приводящие к одному или другому уровню конфликтности. Поэтому и управляющие воздействия на такие конфликты должны быть различны.

Известно, что конфликт может выполнять не только позитивные, но и негативные функции. При этом нужно иметь в виду, что один и тот же конфликт в один и тот же момент времени может выполнять разные по знаку функции для разных участников конфликта.

Очевидно, влияние конфликта на эффективность использования человеческого потенциала организации, и самой организации. Функции конфликта рассматриваются именно по отношению к организации в целом.

Таким образом, при одинаковых финансовых, налоговых и др. внешних условиях существования организаций на рынке, зависимость эффективности от уровня конфликтности будет выглядеть приметно так - положительным функциям конфликта будет соответствовать - высокая, а отрицательным - низкая эффективность работы организации. Тогда: 1 - "болото"; 2 - разногласия; 3 - продуктивная напряженность; 4 - скрытое недовольство; 5 - конфронтация.

Перейти на страницу: 1 2 3