Ролевая игра в бизнес-курсе

В процессе подготовки специалиста игра является своеобразной формой имитационного моделирования, т.е. моделью взаимодействия партнеров по общению в обстановке имитации условий будущей профессиональной деятельности, в ходе реализации которой участники игры развивают или совершенствуют профессионально-ориентировочные умения.

Ролевая игра, при которой происходит тесное и активное соединение умений обучающихся с социально культурной реальностью изучаемого языка, стимулирует речевую деятельность, способствуя формированию более прочных умений и навыков. Причем ситуация ролевого общения может лишь в этом случае явиться стимулом к развитию спонтанной творческой речи. Нередко преподаватели сталкиваются с таким явлением - студент знает все слова, но использовать их не может, знает ту или иную грамматическую структуру, но употребить ее не в состоянии. Дело в том, что сформированные навыки (лексические или грамматические) не способны к переносу, поскольку не обладают ведущим для речевых навыков качеством - гибкостью. А гибкость вырабатывается только в ситуативных условиях, благодаря использованию той или иной речевой единицы.

Ролевые отношения принято делить на симметричные. Когда коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли (студент - студент). Ситуации такого общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контекста, и на ассиметричные, когда участники характеризуются различными социальными признаками (начальник-подчиненный), подобные отношения обучают строить речевое поведение в соответствии с ролью и статусом партнера.

В рекомендациях по проведению ролевых игр особые требования предъявляются к ведущему. Организатор успешной игры должен уметь обеспечить или создать:

1. атмосферу, свободную от страха перед каждым вопросом;

2. участвовать в игре, смотря при этом на все глазами участников;

3. быть предельно выдержанным;

4. интересно и разнообразно организовать работу с учетом возрастных и профессиональных особенностей обучающихся.

В процессе обучения бизнес-курсу иностранного языка ролевые игры могут широко использоваться для подготовки специалистов к практической деятельности, т.к. наиболее полно отвечают задаче выработки профессионально-ориентированных или речевых умений в процессе действия, в результате решения самим субъектом самых различных проблемных задач.

Здесь необходимо напомнить о различии понятий "ролевая игра" и "cимуляция". Cимуляция - это речевая деятельность, подразумевающая свои собственные высказывания студента по той или иной проблеме, т.е. студент использует свои какие-либо профессиональные знания и умения при решении поставленной задачи, он представляет свой взгляд на стратегию ее решения. Ролевая игра - это речевая деятельность, во время которой студенту предлагается исполнить какую-либо роль, в рамках которой он будет искать возможные решения проблемы. Здесь студент не свободен в своем мнении или личном взгляде на проблему, он должен представлять и играть какую-либо роль.

Одной из особенностей обучения бизнес - курсу иностранного языка является использование в процессе обучения ролевых игр, при проведении которых моделируются различные ситуации, в которых обучающиеся могут оказаться в силу своей будущей профессиональной деятельности, а также могут решаться сложные задачи как речевого, так и ситуативного общения.

Большое значение при подготовке специалистов - менеджеров имеет подбор методов, направленных на решение задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик человека, группы и организации. Одним из таких методов является тренинг.

Общепринятого толкования понятия "тренинг" на сегодняшний день нет. Термин "тренинг" имеет ряд значений: обучение, воспитание, развитие, тренировка.

Существует различные определения тренинга. Вот некоторые из них:

"Это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности" (Ю.Н. Емельянов).

"Это средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения" (Л.А. Петровская).

"Это метод активного социально-психологического обучения как комплексного социально-дидактического направления" (Г.А. Ковалев).

"Это метод группового консультирования по обучению профессиональным навыкам и умениям" (Б.Д. Парыгин).

Мы предлагаем определить тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

В процессе подготовке специалистов-менеджеров основными являются две группы умений - управлять собой и взаимодействовать с коллективом.

Перейти на страницу: 1 2