Психологические теории мотивации
В более поздних трудах Павлов отмечал, что если он переставал давать пищу после звука колокольчика, у собаки, в конце концов, прекращалось слюноотделение на этот звук. Этот процесс называется угасанием и демонстрирует (пища) значимо как для приобретения, так и для сохранения респондентного научения. Павлов также обнаружил, что если собаке дают длительный отдых в период угасания, то слюноотделение будет повторяться при звуке колокольчика. Это явление соответственно называется самопроизвольное восстановление.
Исследования, начатые И.П. Павловым, были предложены, углублены, расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н.А. Бернштейна - автора оригинальной теории психофизиологической регуляции движений. П.К. Анохин, предложил модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта. Е.Н. Соколов открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.
Несмотря на то, что Павлов проводил эксперименты на животных, другие исследователи начали изучать основные процессы классического воздействия на людях. Эксперимент, который провели Уотсон и Рейнер, иллюстрирует ключевую роль классического обусловливания в формировании таких эмоциональных реакций как страх и тревога.
Эти ученные обуславливали эмоциональную реакцию страха у 11 месячного мальчика, известного в анналах психологии под именем "маленький Альберт". Как и многие дети, Альберт сначала не боялся живых белых крыс. К тому же его никогда не видели в состоянии гнева или страха. Методика эксперимента состояла в следующем: Альберту показывали прирученную белую крысу (УС) и одновременно за его спиной раздавался громкий удар в гонг (БС). После того как крыса и звуковой сигнал были представлены 7 раз, реакция сильного страха (УР) - плач и запрокидывание - наступало, когда ему только показывали животное. Через 5 дней У. и Р. показали Альберту другие объекты, напоминающие крысу тем, что они были белые или пушистые. Было обнаружено, что реакция страха распространялась на множество стимулов, включая кролика, пальто из котикового меха, маску Деда мороза и даже волосы экспериментатора. Большинство из этих обусловленных страхов все еще можно было наблюдать месяц спустя после первоначального обусловливания. К сожалению, Альберта выписали из больницы (где проводились исследования) до того, как У. и Р. смогли угасить у ребенка страхи, которые они обусловили. О "маленьком Альберте" больше никогда не слышали.
Респондентное поведение - это скиннеровская версия павловского, или классического обусловливания. Он также называл его обусловливанием типа С, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скинер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами. Тип поведения, который предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скинер определил, как оперантное поведение. Он также назвал его обусловливание типа Р, чтобы подчеркнуть воздействие реакции на будущее поведение.
Оперантное поведение (вызванное "оперантным" научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликах, игра на фортепиано, написание своего собственного имени - это образцы "оперантной" реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скинер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.