Мотивация деятельности: теория и практика
2. поведение - это функция его последствий:
1. "+" - увеличивают вероятность данного вида поведения;
2. "-" - уменьшают вероятность данного вида поведения;
3. "0" - ведут к медленному уменьшению вероятности данного вида поведения.
3. в поведенческих мотивациях важнее то, что вытекает, чем то, что предшествует.
Основными стратегиями регулирования поведения является:
1. положительное подкрепление - усиливает предпочтение индивида в отношении данного результата, оно увеличивает вероятность того, что действие или поведение появится еще раз.
2. отрицательное подкрепление - отражает стремление исключить определенный результат, который нежелателен.
3. наказание - прямое воздействие на человека с целью изменить его поведение в "+" направлении; стратегия наказания малоэффективна, т.к. дает "-" результаты.
4. гашение - процесс, при котором определенные реакции, действия, поступки никак не подкрепляются.
Цель использование стратегий - изменение в поступках и в частоте проявлений этих поступков.
Выделяют несколько групп мотивации, которые могут либо применяться, либо игнорироваться в рамках избранной стратегии:
Методы мотивации делятся на две группы:
1. экономические.
Прямые экономические методы:
А. сдельная оплата труда
Б. повременная оплата труда
В. премии
Г. плата за отсутствие прогулов
Д. оплата за обучение
косвенные экономические методы:
е. льготное питание
ж. доплата за стаж
з. соц. Защита
и. дополнительные выплаты и компенсации
групповые премии
2. поведенческие.
престижность работы:
а. продвижение по службе
б. признание результативности
в. повышение квалификации и обучение
г. имидж работы
методы удовлетворенности работы
д. заработанные отгулы
е. гибкий рабочий график
ж. гарантированная работа
з. качество труда
и. охрана труда
к. самореализация
Содержательные теории мотивации
В отличие от процессных теорий мотивации, содержательные теории направлены не на объяснение выбора поведения, на изучение того, что побуждает действовать человека и что стимулирует его действовать.
1. Теория потребностей Маслоу.
А. Маслоу выдвинул теорию, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Мы более подробно говорили об этой теории в предыдущих главах, но еще раз отметим несколько важных ее положений.
Потребность - ощущение дефицита сопровождаемая стремлением ликвидировать его. Она является основой активности человека. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации (превращения в потребность, направляющую в данный момент трудовое поведение человека). После того, как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность.
По мнению Маслоу, человеческие потребности могут быть сгруппированы в пять качественно различных категорий:
1. первичные потребности:
А. физиологические
Б. стремление к безопасности и защите от риска
2. вторичные потребности:
А. социальные (стремление к контактам)
Б. признания (стремление к престижу и уважению)
В. развития (стремление к самовыражению)
Согласно теории иерархии потребностей, если человек не удовлетворил свои базисные потребности (физиологические и потребности в безопасности и стабильности), организация сможет положительно воздействовать на его мотивацию, предоставляя достаточный уровень заработной платы, определенные льготы и гарантии занятости.
По мере удовлетворения более низких потребностей приоритетными становятся высшие потребности. Для работников с потребностями более высокого уровня эти элементы не будут оказывать стимулирующего воздействия. Чтобы мотивировать таких работников, организация должна предоставлять им возможности для самореализации; приобретения социального статуса и т.д. более подробно мы рассмотрели методы удовлетворения высших потребностей, поместив их в соответствующую таблицу: