Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
Некоторые сведения об изготовителе продукции потребитель может подчеркнуть из торговой марки производителя, товарного знака, штрихового кода, знака соответствия, размещаемых на самом изделии (этикетке) или его упаковке.
Товарные знаки крупных, широко известных фирм всегда обеспечивают доверие покупателей к их продукции, основанное не на наличии сертификата соответствия, а на высоком и стабильном качестве, которое гарантируется высокоэффективными системами управления качеством продукции на предприятиях. Товарные знаки, являясь интеллектуальной собственностью, защищены законодательными положениями и не могут быть использованы другими изготовителями продукции без разрешения их владельцев. На зарегистрированный товарный знак владельцу выдается свидетельство.
В статье 40 Закона «О защите прав потребителей» определены полномочия государственных органов управления по установлению требований к продукции и контролю за их соблюдением. Основные государственные органы, ответственные за качество и обеспечение безопасности товаров (работ, услуг), - Госстандарт, Госсанэпидемнадзор, Госкомэкология, Министерство природных ресурсов, Министерство промышленности и другие органы в пределах своей компетенции. Согласно данному Закону они устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за их соблюдением; направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности, о снятии с производства, прекращении реализации, отзыве таких товаров от потребителей и информировании потребителей; предъявляют иски в суды к изготовителям в случае нарушения ими требований по безопасности.
Национальным органом по сертификации товаров выступает Госстандарт. На него Законом возложена координация деятельности органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасность товаров.
Статья 41 Закона устанавливает основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров для потребителей. За нарушение правил сертификации, испытательными лабораториями установлен штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации. Если товары реализуются с нарушением правил по сертификации, то штрафом облагаются изготовители (продавцы) в размере стоимости реализуемых товаров. Ответственность за подобные нарушения несут также руководители предприятий-изготовителей и органов по сертификации.
В более широком аспекте правовые основы сертификации обеспечивает Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».