Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»
- доведение до потребителя информации о происхождении продукции зарубежного производства;
- введение листов-вкладышей (этикеток) на импортируемые товары на русском языке, где должны быть указаны сведения о продукции;
- ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции и др.» [6]
закон четко разграничивает источники финансирования различных направлений деятельности по сертификации. В статье 16 приведен перечень работ, которые финансируются государством. В него включены:
- «разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;
- участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;
- разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;
- разработка проектов актов законодательства в области сертификации;
- проведение научно - исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;
- проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
- ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;
- другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации». [3]
Все работы, связанные с обязательной сертификацией, оплачивает заявитель (изготовитель продукции). Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов. Окончательный размер стоимости сертификации устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону, эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.
Раздел IV Закона «О сертификации продукции и услуг» устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер. Она определяется по фактам нарушения правил обязательной сертификации. Ее несут виновные юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом «О защите прав потребителей» для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий.
В соответствии с законами «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы испытательные лаборатории (центры), система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательной, так и добровольной сертификации. Для повышения доверия к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний продукции были приняты Правила сертификации (работ, услуг) в Российской Федерации.