Основные задачи по развитию сертификации

В Росси обсуждается предложение о введении предтаможенного инспектирования товаров для экспорта, что позволит решить такие задачи, как определение соответствия качества товара условиям контракта и учет количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости в зависимости от качества.

Развитие сравнительных испытаний

Основной аспект сертификации – безопасность – предопределяет информирование потребителя посредством сертификата или знака соответствия лишь о безопасности товара (услуги). Ведь потребителя при выборе товара интересует его надежность, экономичность и т.д.

В зарубежной практике подробные сведения об аналогичных товарах от разных производителей обеспечивают результаты сравнительных испытаний (тестирование), проводимые аккредитованными испытательными центрами. Результаты сравнительных испытаний публикуются в специализированных изданиях, которые в порядке рекламы доводят до потребителей информацию о качестве предлагаемых на рынке товаров.

Отмечается, что товары, получившие оценку «удовлетворительно», постепенно исчезают с рынка, так как спрос на них заметно падает. Оценка «плохо» или «с большими недостатками» влечет за собой полное отсутствие спроса. Все это вынуждает производителей постоянно совершенствовать свою продукцию, если они планируют удерживать позиции на рынке.

В странах ЕС введены единые методики по проведению однотипных сравнительных испытаний различными испытательными центрами. Введение таких методик обеспечивает необходимыми сведениями аккредитующие органы, так как согласно разработкам ИСО/МЭК результаты сравнительных испытаний рассматриваются как критерий оценки технической компетентности лаборатории.

Заключение

До 1992 г. Россия была одной из немногих европейских стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне отрицательно сказывалось (и сказывается до настоящего времени) как на безопасности и техническом уровне товаров, так и на возможностях их экспорта.

В феврале 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», а в 1993 г. – Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», в силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещаются.

Правовой основой сертификации продукции являются: Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 № 2300 – 1 (с изм. от 21.12.2004); Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 № 5151-1 (с изм. от 22.11.2001).

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» установил ряд принципиально новых для России положений:

- закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах;

- предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг;

- определил механизм реализации этих прав.

На основании статьи 5 Закона обязательной сертификации подлежат:

- товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды (продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги), а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

- средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.

Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» принят 10 июня 1993 года (в новой редакции от 22.11.2001) № 5151-1. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, и обязанности и ответственность участников сертификации. В развитие положений Закона издаются подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, принимаемые в соответствии с их компетенцией, которые регулируют деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.

Сертификация осуществляется в целях:

- создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

-защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

Перейти на страницу: 1 2 3 4