Глобальная логистика
«В 1990-е годы концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, была признана большинством участников цепей снабжения, производства и распределения. Появились фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике. Компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или национальном уровнях, но и на глобальном. Началась глобализация мировой экономики.
В связи с глобализацией мировой экономики усилилась потребность в привлечении «третьих участников»– таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п. Это предъявило новые требования к менеджерам логистики: ·- знание законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного регулирования экономики различных стран; ·- выполнение требований к упаковке, маркировке с учетом языковых различий; ·- умение оперативно обработать и подготовить сложную документацию; ·- умение устранять таможенные барьеры.
Появилась технология электронной почты, получил развитие электронный бизнес. Широкое распространение получили электронные закупки. Электронная торговля стала происходить как между различными фирмами (B2B– business-to-business), например, поставщиком и производителем, так и между электронными фирмами и конечными потребителями (B2С– business-to-сustomer). Для поддержки электронного обмена данными были разработаны технологии кодирования товара в виде штрихового кода или магнитной полоски, а также электронный перевод денежных средств.
Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.
Глобализация бизнеса выражается в следующем: ·- более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке; ·- происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;
·- размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские– в Мексике, японские– в Китае)». [1]
В настоящее время в мире в области науки и техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются– как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях. Описанные выше факторы предопределили следующие основные тенденции современной логистики, а именно:
· Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг;
· Аутсорсинг (передача функций контроля над распределением генерального подрядчика от производителей к специализированным фирмам);
· Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами;
· Усовершенствование методов управления логистическими процессами.