Экономическая информация.
Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных, денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Экономическая информация отражает деятельность предприятий и организаций посредством натуральных и других стоимостных показателей.
Для экономической информации характерны:
· большие объемы;
· многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);
· многообразие источников и потребителей;
· значительный удельный вес логических операций при ее обработке.
Эти свойства экономической информации предопределяют научно–техническую необходимость и экономическую целесообразность использования средств вычислительной техники при ее сборе, накоплении, передаче и обработке, что в свою очередь требует умения определять структуру и объемы перерабатываемой информации. Структура экономической информации достаточно сложна и может включать различные комбинации информационных совокупностей, обладающих определенным содержанием.
Издание экономической литературы осуществляется широким кругом издательств и издающих организаций. Старейшие специализированные издательства – «Экономика», «Финансы», «Международные отношения» – публикуют преимущественно сборники нормативных документов, учебную литературу, практические пособия для предпринимателей. В 1990–е годы созданы и продуктивно работают агентства деловой информации «Бизнес–карта» и «Бизнес–информ». Их основной профиль – многотомные товарно-фирменные справочники. Издательский дом «Инфра–М» специализируется на нормативно–правовой, учебной и профессиональной экономической литературе (30).
В настоящее время выходит большое число экономических периодических изданий (газет и журналов). Их издателями, как правило, являются крупные издательские фирмы и ведущие научные и учебные институты. Значительная часть содержаний и полных текстов этих журналов доступна в режиме on–line (см. Приложение 6).
Среди наиболее популярных экономических газет можно назвать такие как «КоммерсантЪ», «Финансовые известия», «Налоги и бизнес» и др. Многие из этих газет имеют в Интернете бесплатные полнотекстовые версии.
Для экономической отрасли характерно издание таких видов справочной литературы и справочных БД, как:
· адресно–фирменные справочники, содержащие сведения о конкретных фирмах, их реквизитах, профиле деятельности и т.д. (например, издаваемый ВНТИЦ справочник «Организации научно–технической сферы» и БД ВИМИ «Экономика промышленности»);
· товарно–фирменные справочники, отражающие информацию о продукции и услугах, производителях и т.д. (например, БД Росинформ–ресурса «Промышленная продукция России» или электронный справочник «All Industrial Russia», имеющийся в онлайновом доступе);
· конъюнктурные справочники и БД, включающие биржевые, оптовые и розничные цены на определенные группы товаров и услуг. Особой разновидностью конъюнктурных справочников являются бюллетени о котировках государственных и корпоративных ценных бумаг (например, «Рынок ценных бумаг», «Внебиржевой рынок ценных бумаг»). Одним из крупнейших генераторов такой информации в России является Всероссийский научно–исследовательский конъюнктурный институт (ВИКИ).