Современные методы проведения оценки и анализа прибыли и рентабельности
Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.
Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.
Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.) [33].
В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А)[34].
МД=П+А
, откуда П=МД-А
(14)
С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.
Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).
Поскольку ,то
(15)
Данная формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.
При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции[35]:
(16)
где В - переменные затраты за единицу продукции.
Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.
Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.
В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель .
(17)
[36]
Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):
;
(18)
После этого факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид
(19)
Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.
Методика анализа рентабельности по системе «директ-кост» будет осуществляться с использованием следующей факторной модели[37]:
(20)
Для анализа рентабельности издержек в целом по предприятию используем следующую факторную модель: