Финансовая политика государства.

Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:

D ВНП или НД (национальный доход) – главные источники финансовых ресурсов (в РФ сейчас спад ВНП – 50 %).

D Объем инвестирования (в РФ – 1/3 от прежнего уровня и наблюдается спад инвестиционного процесса).

D Темпы обновления основных фондов (в РФ сейчас носят минусовой характер).

D Рост производительности труда (он в РФ сейчас носит минусовой характер).

D Жизненный уровень населения (в РФ снижается)

D Дефицит государственного бюджета (в РФ постепенно снижается в настоящее время – 4 %). Должен быть не более 3 %.

Финансовая система характеризуется неплатежами в государственный бюджет. Так, например, в 1995 году было собрано всего лишь 65 %. Из-за систематической неплатежеспособности приходится повышать государственный долг. Около 500 трлн. руб. – проиндексированные сбережения населения, таким образом, российское государство имеет как большую внешнюю задолженность, так и большую внутреннюю.

Финансовая политика стабилизации включает в себя:

1) Остановить инфляцию:

1992 год – 26 раз

1994 год – 3 раза

1993 год – 9 раз

1995 год – 2 раза

в 1995 году произошло резкое падение инфляции

январь – 18, 5 %;

февраль – 2 %;

март – 2, 8 %.

Идеал – 20 % в год (примерно 1 – 2 % в месяц).

2) Снижение дефицита бюджета до 3 %

3) Государственный долг – до 1/2 ВНП.

К финансовой политике примыкает денежно - кредитная политика. Одно из достижений финансовой политики — отказ в законодательном порядке от покрытия государственного долга путем выдачи Центробанку кредитов (эмиссии).

Задачи финансовой стабилизации:

>

стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где она равна примерно 1, 8 % в год.

>

дефицит бюджета не более 2 – 3 % от ВНП.

>

государственный долг должен составлять небольшую сумму и расти только с ростом ВНП.

Перейти к инвестициям и подъему !

Финансовые стимулы

- экономические рычаги, действие которых связано с материальными интересами субъектов хозяйствования. При стимулировании качественной стороны финансы используют в общественном производстве в направлении обеспечения экономических интересов, стимулов. При этом преобладает качественное стимулирование экономики.

Можно выделить группы финансовых стимулов:

1. Финансовые стимулы, которые позволяют обеспечить выбор наиболее эффективных направлений инвестирования ресурсов в общественное производство. В этой связи важно правильно разработать целевые программы и обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета).

При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется показателям финансоемкость и финансоотдача. Они являются критериями для выработки целевых программ.

Финансоемкость

– какое количество финансовых ресурсов требуется на выполнение той или иной программы.

Финансоотдача

– количество прибыли получаемой на вложенные ресурсы. Основной задачей является снижение финансоемкости и повышение финансоотдачи в общественном производстве. При этом необходимо помнить, что важным резервом роста финансовых ресурсов выступает улучшенная воспроизводственная структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6