Содержание анализа затрат на оплату труда
В постановлении Правительства РФ от 19.02.96 № 153 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации» (вводилось в действие с 1 января 1996 г.), говорилось, что такие взносы не начисляются на страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией в пользу работников по договорам обязательного государственного страхования. Следовательно, на взносы по добровольному страхованию работников за счет средств работодателя должны быть произведены начисления в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, названное постановление перекрывало пути возвратным страховым платежам как скрытой форме заработной платы. Но в то же время для предприятий стали невыгодными все другие формы добровольного страхования (страхование дополнительной пенсии, добровольное медицинское страхование от несчастного случая), взносы, которые нельзя называть скрытой формой заработной платы.
Проведение любой аналитической работы предполагает выделение определенных направлений анализа, позволяющих проводить его в определенной взаимосвязи и последовательности. Применительно к анализу издержек работодателя на оплату труда и выплаты и льготы социального характера можно принять в качестве основных следующие направления:
- общая характеристика произведенных издержек на оплату труда и выплаты и льготы социального характера;
- анализ расходования средств по основным видам издержек;
- изучение издержек работодателя на оплату труда и выплаты социального характера в разрезе категорий персонала;
- характеристика расходования средств, выделенных в самостоятельное распоряжение подразделений предприятия.
Проведение аналитической работы предполагает использование на предприятии определенной информационной базы в виде статистической и оперативной бухгалтерской документации, утверждаемых нормативов расходования средств, смет расходования или иных плановых и отчетных документов. Эта документация в настоящее время не всегда унифицирована (за исключением бухгалтерской и статистической), поэтому в дальнейшем изложении будут содержаться предложения по обеспечению получения необходимой для анализа информации. В процессе анализа должны быть использованы и такие документы, как положения об оплате, действующие на предприятии, коллективный договор и приложения к нему в части, связанной с оплатой труда и выплатами социального характера, расходные ведомости (на премирование, оказание материальной помощи, на разовые вознаграждения и т. д.), штатные расписания, решения (приказы, распоряжения) органов управления предприятием и др.
Один из вопросов организации аналитической работы – периодичность анализа и его полнота. Этот вопрос должен решаться с учетом здравого смысла, имеющейся информационной базы и степени механизации и автоматизации процессов получения информации. В то же время целесообразно раз в квартал проводить определенный, наиболее общий анализ, сочетая его с углубленным анализом по какому-либо отдельному аспекту издержек работодателя на оплату труда и социальные выплаты и льготы, и один раз в год проводить углубленный многоаспектный анализ в сочетании с анализом всей хозяйственной деятельности предприятия.