Общая характеристика государственных
Одновременно с экономической классификацией расходов государственного бюджета используется и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга.
Перейдем к местным финансам. Местные финансы
– это финансы местных органов власти или органов управления. Например, в области есть районы, каждый из которых имеет свой бюджет.
Местные финансы распределяют, перераспределя-ют и используют национальный доход в соответ-ствии с теми функциями, которыми они наделены.
К компетенции местных органов власти относятся:
а). образование;
б). обеспечение внутренней безопасности;
в). здравоохранение;
г). социальное обеспечение.
Структура доходов местных органов власти:
во - первых,
отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль направляется в местные органы, 13 % – в федеральные органы.);
во - вторых,
налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный налог);
в - третьих,
местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон скота, на проезд в транспорте в ночное время и т.п. Этому “творчеству” скоро будет положен конец с принятием Налогового кодекса).
в - четвертых,
субсидии (из 89 субъектов – 79 субъектов находятся на дотациях).
Возможно, что местные органы власти могут выпускать местные займы, чтобы покрывать дефицит местных бюджетов (это пока разрешено только Новгородской губернии).
Классификация налогов:
1) Прямые
(налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают:
а). реальные;
б). личные. К ним относятся:
– подоходный налог с населения;
– налог на прибыль юридических лиц;
– налог на прирост капитала;
– налог на доходы от денежных капиталов;
– налог на сверхприбыль.
2). Косвенные
(налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3 групп:
а). акцизы (надбавка к цене);
б). фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает государство для пополнения казны);
в). таможенные пошлины. Бывают:
– экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров);
– импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для государства или производителя внутри страны);
– транзитные.
3). Отчисления в фонды социального страхования
:
а). пенсионный фонд;
б). фонд социального страхования;
в). фонд занятости;
г). фонд медицинского страхования.
Элементы налога.
Субъект налога – юридические и физические лица, которые обязаны платить данный налог.
Объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению.
Источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник может совпадать с объектом).
Единица налогообложения – единица измерения объекта.
Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть:
– твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения);
– долевой (устанавливается определенная доля налога, например, 1/8 часть от прибыли) + %.
Ставки бывают:
а). пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения независимо от его величины);
б). прогрессивные (объекты группируются).
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налога.
Системы расчета уплаты налогов.
I. Шедулярная система.
1). Зарплата |
13 млн. |
12 % |
1, 57 млн. |
2). Доходы от ценных бумаг |
100 тыс. |
20 % |
20 тыс. |
3). Доходы от с/х участка |
1 млн. |
0 % |
0 |
4). Банковский депозит |
200 тыс. |
0 % |
0 |