Государственный бюджет.
Реально часто отходят от этих принципов. Например, в России отходят от принципа единства бюджета, так как появляется большое количество специальных и внебюджетных фондов. Утрачивает свое значение и принцип реальности: существуют многочисленные секретные сметные фонды, государство стремиться скрыть реальные расходы и использовать целевые фонды не по назначению.
Расходная часть Государственного бюджета России на 1996 год.
1. Государственное управление — 6 трлн. руб.
2. Международное сотрудничество — 28 трлн. руб.(ВЭД).
3. Культурные, научные и информационные связи
4. Военные расходы — 80, 2 трлн. руб.
а). строительство и содержание;
б). военные программы;
г). поддержание и мобилизация мощностей.
5. Правоохранительная деятельность- 35 трлн. руб.
а). внутренние войска;
б). уголовно - исполнительная система;
в). органы налоговой полиции, ФСБ, пограничные войска;
г). таможенная служба;
д). прокуратура;
е). федеральная судейская система — 2 трлн. руб.
6. Фундаментальные исследования и содействие НТП — 11, 5 трлн. руб.
7. Образование — 15, 2 трлн. руб.
8. Промышленность, энергетика, строительство — 49, 5 трлн. руб.
9. Сельское хозяйство — 14, 5 трлн. руб.
– как таковое сельское хозяйство — 12 трлн. руб.
;
– остальное — (рыболовство, мелиорация и т.п.)
10. Молодежная политика
11. Средства массовой информации — 2, 4 трлн. руб.
– теле- и радиовещание;
– издательства;
– периодическая печать.
12. Здравоохранение и медицина — 7, 5 трлн. руб.
13. Охрана окружающей Среды — 2, 1 трлн. руб.
14. Обслуживание государственного долга — 58, 2 трлн. руб.
а). внутренний — 14 трлн. руб.
б). на погашение — 14 трлн. руб.
в). внешний — 28 трлн. руб.
15. Культура и искусство — 2, 7 трлн. руб.
16. Имеются расходы целевых бюджетных фондов:
· федеральный дорожный фонд;
· федеральный экологический фонд;
· централизованный фонд;
· фонд развития таможенной системы России;
· государственный фонд борьбы с преступностью.
В бюджетах существует понятие защищенных и незащищенных статей. Эти статьи могут быть как в государственном бюджете, так и в местном бюджете.
Защищенные статьи
– статьи, которые не могут быть отменены.
В Федеральном бюджете числится Финансовая академия, у которой существуют различные расходы, которые бюджет может “отложить”, кроме расходов по заработной плате (защищенная статья). На 1996 год в бюджете города Москвы на защищенных статьях, как оплата водоканалу, за уборку снега, электроэнергии и т.п., находится порядка 47 трлн. руб. Защищенные статьи могут возникать и исчезать (как прививки, вакцинация и т.п. статьи, которые могут быть не нужны вследствие отсутствия опасности). Однако есть статьи, которые ни в коем случае не могут быть ликвидированы.
Расходные статьи бюджета могут подвергаться секвестрованию, которое заключается в сокращении расходов по всем статьям в определенном долевом или процентном соотношении.
Например, потребительская корзина равна 296 тыс. руб., следовательно,
грузчик – 800 тыс. руб. (сокращаем на 1/3) = 300 тыс.
водитель–1 500 тыс. руб. (сокращаем на 1/3) = 500 тыс.
уборщица – 300 тыс. руб. (не сокращаем) = 300 тыс.
Заработная плата и пенсии, по утверждению преподавателя Жемчужникова, были выплачены за счет сворачивания инвестиционных программ и прекращения финансирования Чечни (в смысле не были построены больницы, дома и пр. сооружения).
К защищенным статьям можно отнести и расходы на естественные монополии, как железная дорога, метрополитен.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
1) бюджетный дефицит - зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо "лечения" экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
2) баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим бюджетный дефицит;
3) величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 1 – 3% валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению;
4) для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;