Бюджетный процесс.

Бюджетный процесс

– деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется следующими законами: Закон “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законы республик. Для составления необходимо 18 месяцев.

Сроки действия бюджетов:

Россия: 1 января – 31 декабря

США: 1 октября – 30 сентября

Англия: 1 апреля – 31 марта

Пакистан: 21 марта – 20 марта.

Рассмотрим бюджетный процесс в России. На основании указа Президента правительство начинает разработку бюджета.

Этап 1 – анализируются основные положения в социально - экономической сфере; определяются сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, после чего рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета (3 месяца).

Этап 2 – территориальные органы государственного управления ведут проработку и согласование контрольных цифр.

Этап 3 – подготовка бюджетного послания, которое направляется Президенту и в Парламент через Президента (2 месяца). С этим посланием Президент должен выступить в Парламенте.

Разделы послания:

1) основные показатели социально - экономического развития;

2) сводный финансовый план;

3) основные направления бюджетной политики;

4) баланс доходов;

5) проект бюджета;

6) оценка использования бюджетов текущего и предыдущего лет.

После выступления комиссии и комитеты осуществляют постатейное рассмотрение и выносят вердикт. После этого проект бюджета выносится на рассмотрение Федерального собрания: Государственной думы (450 чел.) и Совет Федерации (89 х 2 = 188 чел.) Сначала рассмотрение происходит в Государственной думе, если она одобряет (256 чел. “за”), то проект передается в Совет Федерации. Последний обязан рассмотреть его в течение определенного срока. Бюджет может быть не утвержден, если какую - либо республику “обидели”. Допустим. что бюджет утвержден и в Совете Федерации, далее он идет к президенту, который его подписывает. После подписи Президента бюджет становится Законом.

Если бюджет не утвержден в Совете Федерации (если не проголосовали “за” как минимум 1/2 Совета + 1 голос = 90 чел.), то происходит балансировка, следовательно, проект направляется в сослагательную комиссию, где представлено несколько сторон:

– Минфин (те, кто сочинил);

– Государственная дума (которая проголосовала “за”);

– Совет Федерации (который проголосовал “против”);

– Президент.

После утряски происходит переголосовка в Совете Федерации.

Если этот проект не утверждает Президент (как правило, несоответствие Конституции), то он кладет на него вето. Тогда закон отправляется в Государственную думу и Совет Федерации. Первая может преодолеть своим полномочием вето (2/3 от 450 чел = 300 чел. “за”).

В процессе исполнения бюджета могли возникать ситуации, когда он не исполняется, тогда прибегают к экстраординарным мерам:

– секвестирование (сокращение расходов);

– финансирование защищенных и нефинансирование незащищенных статей.

После исполнения бюджета проводится собрание, на котором утверждается отчет об использовании бюджета (отчет утверждается практически автоматически).

СИСТЕМА КАССОВЫХ ИСПОЛНЕНИЙ БЮДЖЕТА.

I система

– банковская. Все денежные потоки, которые должны идти сверху вниз и наоборот (из народного хозяйства в бюджет и наоборот) могут идти через банки, именуемые уполномоченными. Смысл – правительство уполномочивает определенные банки осуществлять переводы, расчеты и т.п. операции. Всего в России около 2 700 банков, 2 200 из которых находятся в Москве. Всего лишь 12 банков из 2 200 являются уполномоченными (среди них СбС

).

II система

– казначейская. Минфин может не доверять банкам, а создать свои органы на местах для прохождения бюджетной связи. Раньше эта организация называлась Госбанк СССР, теперь Центробанк РФ. Эта система присутствует в 70 субъектах Федерации. Была разрушена и пока еще не до конца восстановлена.

Перейти на страницу: 1 2