Пример применения теории Герцберга на практике
Примером применения теории Герцберга на практике является проведение голландским туристическим комплексом аудита внутреннего маркетинга [6] на основе изучения выделенных Герцбергом факторов с помощью анализа «важность-исполнение», позволяющего эти факторы количественно оценить (см.табл.2).
Внутренний маркетинг определяют как привлечение, обучение, мотивирование и удержание квалифицированного персонала посредством создания таких рабочих условий, которые удовлетворяли бы нужды персонала [6]. По мнению автора контрольной работы, всё перечисленное относится к сфере деятельности менеджера по персоналу.
Таблица 2
Результаты аудита внутреннего маркетинга туристического комплекса
Номер п/п |
Описание фактора (М–мотивирующий фактор) |
Средний балл по категориям |
Положение на карте | |
Важность |
Исполнение | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Быть лидером в своей группе (М) |
3,60 |
3,78 |
Низкий приоритет |
2 |
Делать стоящую, интерес-ную и качественную работу (М) |
4,54 |
3,69 |
Сосредоточиться |
3 |
Иметь больше свободы на работе |
3,75 |
3,75 |
Низкий приоритет |
4 |
Достигать личных целей, относящихся к работе (М) |
4,06 |
3,57 |
Сосредоточиться |
5 |
Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами |
4,60 |
4,18 |
Успешный результат |
6 |
Иметь возможность для профессионального роста |
4,03 |
3,30 |
Сосредоточиться |
Продолжение табл.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Получать новые навыки и знания (М) |
4,45 |
3,45 |
Сосредоточиться |
8 |
Иметь хорошие рабочие условия |
4,57 |
3,69 |
Сосредоточиться |
9 |
Получать хорошую зарплату |
4,09 |
3,12 |
Сосредоточиться |
10 |
Быть по достоинству оценённым своим руководителем (М) |
4,42 |
3,54 |
Сосредоточиться |
11 |
Помогать своей фирме достичь целей |
4,48 |
3,51 |
Сосредоточиться |
12 |
Иметь продвижение по службе |
3,12 |
3,05 |
Низкий приоритет |
13 |
Быть частью своей рабочей группы |
4,12 |
3,87 |
Сосредоточиться |
14 |
Иметь стабильную и надежную работу |
4,27 |
3,48 |
Сосредоточиться |
15 |
Быть информированным о результатах своей работы |
4,39 |
3,06 |
Сосредоточиться |
16 |
Участвовать в принятии решений(М) |
4,09 |
3,03 |
Сосредоточиться |
Один из крупных туристических комплексов, расположенных на севере Нидерландов, решил измерить уровень удовлетворённости персонала фирмы своей работой. Исследователь встретился с руководством фирмы, объяснил метод и получил согласие на проведение исследования. На первом этапе исследования в специально разработанной анкете и через сопроводительное письмо персонал фирмы просили оценить по пятибалльной шкале Лайкерта каждый из шестнадцати факторов Ф. Герцберга (в контексте их важности для персонала и в контексте удовлетворённости ими). Анкеты были розданы 65 работникам фирмы. Из 65 анкет 56 (86,1%) были полностью заполнены и пригодны для анализа. Результаты были определены путем подсчета 32 средних баллов по каждому из 16 факторов (16 по важности и 16 по исполнению). После проведения опроса средний балл по категориям «важность» и «исполнение» определялся по каждому из факторов. На следующем этапе факторы в виде знаков наносились на карту «важность-исполнение» для анализа.