Внебюджетные фонды (спецфонды)
Внебюджетные фонды
– совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение.
Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные.
Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов.
Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне.
Источники этих фондов могут быть постоянными и временными.
Основные направления расходования денежных средств следующие:
– уставная деятельность;
– определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные бумаги;
– коммерческая деятельность.
Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По своей сущности внебюджетные фонды
- это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений:
а). специальных целевых налогов в Пенсионный фонд;
б). за счет займов и проведения денежно - вещевых лотерей;
в). за счет субсидий из бюджета;
г). дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов;
д). добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
С помощью внебюджетных фондов можно:
– влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
– обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
– оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
– предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.
Внебюджетные фонды имеют определенные льготы:
а). освобождения от уплаты налогов;
б). освобождение от уплаты таможенных пошлин (необходимо, чтобы не было льгот по коммерческой деятельности
Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.
Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно - территориальным единицам. Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.