Планирование выборочных исследований

, (3.1)

где – объем выборки, необходимый и достаточный для оценки среднего значения признака, – квантиль нормального распределения, – стандартное отклонение признака, – задаваемая требованиями исследования ошибка определения признака.

Пример.

Средняя контрактная цена товара составляет 1000 руб. Известно, что стандартное отклонение цены в контрактах 100 руб. Определим число сделок, за которыми необходимо проследить для оценки средней контрактной цены с точностью до 3%.

Допустимая абсолютная ошибка руб. В табл. 3.1 находим значение квантили распределения, соответствующей доверительному интервалу 97%, то есть ошибке в 3%. Оно составит 2,58. По формуле (3.1) подсчитываем объем выборки:

.

Таким образом, необходимо проследить за 74 случайным образом выбранными сделками, чтобы среднюю контрактную цену товара можно было с погрешностью до 3% считать равной средней цене в этих 74 сделках.

Часто бывает необходимо оценивать выбор потребителей, избирателей с определенной точностью по данным выборочного опроса. В таких случаях размер выборки оценивается следующим образом:

, (3.2)

где – объем выборки, необходимый и достаточный для оценки вероятности выбора с относительной погрешностью не выше установленной, – квантиль нормального распределения, соответствующая заданной погрешности, – частость выбора, – задаваемая относительная погрешность.

Пример.

Предварительное разведочное исследование показало, что за кандидата на пост президента собираются проголосовать 10% избирателей, то есть вероятность их выбора, которая оценивается частостью, составляет 0,10. Определить размер выборки избирателей, которых надо опросить, чтобы оценить вероятность выбора этого кандидата с относительной погрешностью не более 5%.

В табл. 3.1 находим значение квантили распределения, соответствующей доверительному интервалу 95%, то есть ошибке в 5%, или 0,05. Оно составит 1,96. По формуле (3.2) подсчитываем объем выборки:

.

Таким образом, необходимо опросить около 14 тыс. человек, для того чтобы оценить вероятность выбора с погрешностью не более 5 %.

Если допустить погрешность 10%, то размер выборки можно сократить до 3025 избирателей. Если 10% из них, то есть 302–303 человека, выберут рассматриваемого кандидата, то вероятность его победы на выборах можно оценить следующим образом. Минимальная вероятность может составить 10–10 * 10/100 = 9%, а максимальная – 10 + 10 * 10/100 = 11%.

Из примеров видно, что размеры выборок минимальны, если предполагается оценивать среднее значение какой-либо одной характеристики.

Заключение

Планирование представляет собой необходимое условие эффективного управления на предприятии. Планирование в свою очередь строится на основе прогнозирования и оба этих этапа основываются на информации, которая может быть получена с использованием первичных и вторичных данных. Большой объем вторичных данных можно получить, используя электронные базы данных, регулярно размещаемые международными и российскими организациями в сети Интернет, что делает доступ к этой информации легким и дешевым. Особо хотелось бы отметить сервер Госкомстата России содержащий информацию столь необходимую в практике прогнозирования и планирования. Для сбора первичной информации наиболее целесообразно использовать методы опроса, так как эти методы наиболее стандартизированы, просты для выполнения, позволяют производить глубокий анализ при наличии необходимого числа уточняющих вопросов и самое главное позволяют проводить статистический анализ с использованием методов математической статистики и соответствующих статистических пакетов для персональных компьютеров, что в купе с повсеместной компьютеризацией дает значительное преимущество по сравнению с другими методами.

Перейти на страницу: 1 2 3