Государственный кредит.
г). долгосрочные (10 - 50 лет).
По методам размещения:
– добровольные;
– принудительные.
Займы могут размещаться на фондовом рынке, существующем в России с 1982 года (тогда он существовал для населения и размещал трехпроцентные займы). В 1990 год – облигации 5 % займа для населения , предприятий и организаций. Для него были привлечены брокерские фирмы.
Функции по распространению государственных займов были закреплены за Центробанком РФ, а не за брокерскими конторами.
В марте 1993 года состоялся I выпуск нового инструмента – государственных краткосрочных безкупонных обязательств на 3 и 6 месяцев. Каждый выпуск назывался траншей
, которые существуют в виде записей на счетах (здесь присутствует дисконт).
Рынок ГКО подвержен колебаниям. он вытесняет частных инвесторов, которые могли бы использовать свои деньги для производственных нужд.
С февраля 1996 года на рынок ГКО стали допускаться иностранцы. Однако рынок ГКО должен “изгнать” банки, как это сделал валютный коридор со своего рынка. Необходимость состоит в том, что ГКО должны быть использованы для инвестирования промышленности.
Для инвестирования промышленности выпускаются:
– ГКО;
– валютные облигации Минфина;
– золотой сертификат Минфина;
– КО (краткосрочные обязательства – ценные бумаги государства, предназначенные только для предприятий).
ОБЛИГАЦИИ:
– рыночные (операции на фондовом рынке);
– нерыночные;
– специальные.
Облигации имеют нарицательную стоимость и продаются на бирже.
Государственный долг
– сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится структурным элементом финансовой системы (существует Департамент государственного долга и ценных бумаг).
Обслуживание государственного долга – совокупность отношений по погашению долга и новым займам.
Для того, чтобы государство смогло расплатиться с долгами оно может уточнять займы
. Уточнение может касаться:
а). доходности займов (снижение процента) – конверсия
;
б). условий, касающихся сроков – консолидация
;
в). объединения нескольких займов в один заем – унификация
.
Государство может быть банкротом и объявить о своем банкротстве.
В СССР государственный долг существовал в 2-ух формах:
– внутренний долг правительства перед Центробанком в виде товаров народного потребления (ТНП);
– внешний долг перед странами - кредиторами.
Государственный внутренний долг:
I
.
Задолженность правительства РФ: январь 96 года – 86. 591 млрд. руб.
1). задолженность Центробанка по кредитам на покрытие бюджетного дефицита (59. 749 млрд. руб.)
2). задолженность правительства перед предприятиями и населением:
а). ГКО – 11. 000 млрд. руб.;
б). КО – 5. 500 млрд. руб.;
в). государственный казначейские векселя – 1 540 млрд. руб.;
г). задолженность по АПК, переоформленная в казначейские векселя – 5600 млрд. руб.;
д). золотые сертификаты – 49, 1 млрд. руб.;
е). прочие государственные займы – 3202 млрд. руб.
II
.
Задолженность Центробанка РФ – 1427 млрд. руб.
III
.
Прочая задолженность – 383 млрд. руб.
Всего 90 000 млрд. руб.
Государство как кредитор.
1. Государственное кредитование – это форма субсидирования и средство перераспределения финансовых ресурсов по кредитным каналам.
2. Основная сфера государственного кредитования – капиталовложения:
– финансирование сельского хозяйства;
– финансирование жилищного строительства;
– финансирование отраслей экономической и социальной инфраструктуры.
3. Государство как гарант на рынке ссудных капиталов. Это особая форма государственного кредитования:
– риски по задержке платежа;
– банкротство;
– политические беспорядки;
– прочее.
Государственный кредит и СОП (совокупный общественный продукт).
Необходимо проследить взаимосвязь государственного кредита и СОП.
а). как формирующийся ссудный фонд: С – ссудный фонд. б). часть заработной платы: V – ссудный фонд. в). часть прибыли М – ссудный фонд. |
|