Кризисная ситуация в банке и возможные сценарии ее развития
Кризисное состояние кредитной организации и ход развития кризиса могут иметь разные варианты (сценарии):
1. в соответствии с законодательными и нормативными актами регулирующих органов;
2. по оценкам самой кредитной организации и в соответствии с нормами ее внутренних документов.
Первый вариант крайне жесткий, по сути приговаривающий попавший в тяжелое положение банк к скорому «выводу» с рынка. Такому банку в наших условиях не стоит рассчитывать на «милосердие» и помощь регуляторов. Следовательно, он должен рассчитывать на собственные силы, именно на заинтересованность собственников и сторонних инвесторов в продолжение его деятельности. Если есть такая заинтересованность, то в банк оперативно поступают дополнительные деньги для погашения задолженности перед кредиторами. К сожалению, подобные случаи достаточно редки. Значительно чаще собственники банка, у которого возникли просрочки исполнения обязательств из-за недостаточности денег, не только не оказывают ей финансовую помощь, но стараются использовать свое положение для того, чтобы в первую очередь «спасти» свои вложения.
Из изложенного вытекают следующие основные выводы.
Во-первых, необходимо всем стремиться к тому, чтобы предотвращать возникновение кризиса как банковской системы в целом, так и каждого отдельно взятого банка (иной кредитной организации). Антикризисное управление в банке должно иметь место не только, когда кризис уже наступил (в этом случае оно, скорее всего, окажется запоздалым), а начинаться и продолжаться с первых дней его существования, постоянно и всегда.
Для этого должны профессионально и результативно применяться методы превентивного (упреждающего) антикризисного управления. Последнее включает в себя следующие методы:
Антикризисный мониторинг
на постоянной основе внешней и внутренней среды объекта с целью раннего обнаружения формирующихся угроз кризиса.
Анализ внутренней подверженности (уязвимости) объекта кризису
с выделением при возможности соответствующих индикаторов. Обычно в качестве последних применительно к конкретному банку выделяют такие:
- специализированные подразделения банка не способны действовать сообща и видеть складывающуюся ситуацию и положение банка в целом;
- служащие банка склонны уделять больше внимания внутренней обстановке в организации, чем внешней среде, при этом соперничество с внутренними конкурентами доминирует над внешними;
- нежелание или неспособность банка проводить изменения;
- неспособность банка адекватно воспринимать и осознавать сигналы из внешней среды;
- готовность нарушать правила ради краткосрочных выгод.
Разработка антикризисных организационных стратегий
, направленных на минимизацию внутренних рисков банка и укрепление безопасности:
1. информирование коллег о кризисных ситуациях;
2. наличие адекватной формальной структуры организации безопасности банка;
3. комплексный, письменно зафиксированный и утвержденный набор норм и правил, ориентированных на разрешение проблем, связанных с безопасностью, которые определяют действия сотрудников и развивают культуру безопасности в банке;
4. развитие у служащих банка адекватных убеждений, составляющих корпоративное отношение к безопасности;
5. делегирование права принятия решений по определенному вопросу на самый нижний уровень организации, который обладает необходимыми навыками и компетентностью;
6. обеспечение системы сдерживания и противовесов внутри банка;
7. ответственность каждого сотрудника за каждую проблему;
8. тренинг персонала для отработки действий в кризисных ситуациях и формирования навыков и культуры обеспечения безопасности;
9. использования узкопрофильных специалистов при одновременном обеспечении контроля за их работой при помощи специалистов более широкого профиля.
Реализация данных стратегий поможет максимально повысить осознание служащими банка проблем безопасности и предотвратить кризисные ситуации.
Внутренний анализ и контроль.
В структуре коммерческого банка (для крупного банка – обязательно) иметь, во-первых, отделы (группы), которые занимались бы анализом кредитного портфеля, уровня ликвидности, других показателей деятельности и финансовой устойчивости банка, включая маркетинговый анализ и стратегическое планирование, во-вторых, отдел аудита, призванный выполнять контрольно-аналитические функции.
При проведении внутреннего анализа необходимо исходить из того, что одним из основных условий стабильности работы банка является такой подбор клиентов и деловых партнеров, чтобы не допустить вовлечение банка в незаконные операции, в частности в «отмывание» незаконно или преступно нажитых денег. В этом направлении Банка России «советует» российским банкам руководствоваться «Рекомендациями по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации…доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (письмо №99-Т от 13.07.2005 г.).