Предпосылки и необходимость сертификации персонала
Аналогичные процессы происходят и в других зарубежных странах. Среди причин, побудивших правительства многих стран мира обратить внимание на проблему профессиональной компетентности трудоспособного населения и молодежи, исследователи отмечают следующие:
- «давление» работодателей, как основных «заказчиков» кадров, предъявивших особые требования к выпускникам профессиональных образовательных учреждений;
- необходимость повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и обеспечить их социальную адаптацию;
- создание основы для взаимопризнания профессиональных сертификатов выпускников образовательных учреждений в рамках создания единого европейского образовательного пространства.
Профессиональное образование, как известно, представляет собой сферу пересечения интересов:
- работодателей, которые выступают непосредственными заказчиками системы профессионального образования, поскольку именно к ним попадает ее конечный «продукт»;
- учащихся/студентов и их родителей, получающих соответствующий образовательный ресурс для построения деловой карьеры и обеспечения своего будущего;
- органов исполнительной власти и местного самоуправления, формирующих и реализующих эффективную кадровую политику как фактор социально-экономического развития территорий.
При этом основные функции управления системой профессионального образования (целеполагание, планирование и контроль) продолжают оставаться исключительно государственными.
Процесс создания стандартов уже идет.
Так, например, объявляется начало проекта разработки профессиональных стандартов для отрасли информационных технологий по заказу Совета по ИТ при Министре информационных технологий и связи РК и Ассоциации АП КИТ. В ходе проекта должны быть созданы профстандарты, описывающие должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации специалистов в соответствии с квалификационными уровнями. Приводится анкета для специалистов отрасли, желающих принять участие в формировании профессиональных стандартов.