Основные проблемы существования неформальных коллективов
Как уже отмечалось ранее, менеджеры зачастую побаиваются существования в организациях неформальных коллективов, поскольку это негативно может отразиться на работе организации. Опытный руководитель должен вовремя оценить, какие трудности в состоянии доставить существующая в его подразделении неформальная группа и какие выгоды можно извлечь из ее деятельности. Неформальные группы могут вести себя непродуктивно и мешать достижению формальных целей. Распространение ложных слухов, приводящих к возникновению отрицательного отношения к руководству, тенденция к сопротивлению переменам задерживает инновационный процесс. Принятые группой нормы могут приводить к снижению продуктивности. Следует учитывать, что чаще всего непродуктивное поведение является ответной реакцией на несправедливое отношение начальства к группе либо к ее лидеру [3, c. 82].
Итак, рассмотрим более подробно проблемы, которые доставляет неформальное общение для организации. Оговоримся, что в большей степени проблемы возникают не внутри самой группы, а между неформальной и формальной группой, иными словами между подчиненными и руководством. Неформальные связи составляют важный путь, через который информация проникает в организацию. Но всегда ли это идет на пользу компании? Основными проблемами являются распространение информации, которая является недостоверной или вредной для компании и возникновение конфликтов (внутри неформальных групп и ее членов с формальной организацией), которые негативно влияют на работу компании в целом. В начале поговорим об информационной проблеме, доставляемой неформальными группами.
Проблемы информационной неточности: Людям свойственно передавать информацию тем, с кем они входят в контакт, создавая, таким образом, пути, по которым сообщения могут передаваться. Мы предпочитаем общаться с теми, кто похож на нас по возрасту и по времени работы в данном месте. Поскольку нам приятнее общаться с людьми, похожими на нас, чем с непохожими, мы стремимся больше времени проводить с первыми. В результате этого и возникает формирование неформальных групп, как правило, разделенных по гендерному (половому) принципу. В какой-то мере такие группы могут изолировать одних людей от других только потому, что они отличаются друг от друга. Это порой начинает влиять на возрастание напряженности или нежелание общаться членов неформальных групп с другими сотрудниками, которые им менее интересны. Хуже всего, когда это приводит к конфликтам и начинает влиять на работу организации. Что касается информационных потоков, то сотрудники начинают передавать кроме официальной информации, также и неформальную. Хорошо, если это шутки или смешные истории, приятные и понятные всем, но часто сотрудники, входящие в неформальную организацию начинают сплетничать, обсуждать часто непроверенную информацию о личной жизни сотрудников. Это порождает непонимание и разрушает психологический климат всего коллектива.
Кроме того, устные сообщения передаются быстрее, чем письменные, но могут быть очень неточными, небрежно интерпретирующими факты или просто наполнены субъективизмом персонального восприятия происходящих в организации событий и явлений. Еще одна проблема – слухи как специфический вид межличностных неформальных коммуникаций, в результате которых реальные или вымышленные события становятся достоянием широкой аудитории. Как правило, слухи порождены желанием обмануть или богатой фантазией, иногда они появляются в результате стремления человека установить доверительные отношения с другим, сообщив нечто важное или любопытное о третьем лице, не участвующем в разговоре. Слухи распространяются по организации словно пожар, поскольку информация, которую они несут, интересна и двусмысленна. Люди начинают верить искаженной информации, следуя принципу: «Это не может быть ложью: все об этом знают!». Таким образом, даже если в слухе и была доля правды, то конечная информация все равно не верна. Организации могут быть заражены слухами и потерпеть крах из-за них. Так, например, слухе о крахе компании могут не только вызвать падение курса акций компании, но и разрушить нормальную работу менеджмента организации. Именно так портится репутация, создаются конфликтные ситуации (о которых речь пойдет позднее), что непосредственно влияет на работу организации [2, c. 198-201].
Еще одна проблема между формальными и неформальными группами: Стремление подчиненного сократить дистанцию, перейти на «ты». Может, это и не помешает, смотря какие между отношения между руководителем и подчиненным и какие должности они занимают, но лучше этого не допускать. Стремление подчиненного перейти с руководителем на «ты» скорее всего, возможно в неформальной обстановке, на служебной вечеринке по случаю дня рождения и т.п. Если уж вы присутствуете на таком мероприятии, то сохранение определенной дистанции не исключает дружеского общения, обсуждения нерабочих тем. Только необходимо позаботься о том, чтобы неформальное общение не вылилось в проблемы. Особое внимание следует уделить ситуации, когда руководитель-мужчина попадает под чары симпатичной девушки, своей подчиненной. Флирт на рабочем месте имеет свою специфику, поэтому стоит различать кокетливую улыбку при передаче документов на подпись от настойчивого недвусмысленного навязывания своей особы в условиях безудержного «делового» веселья. Как только вы обнаружили данное поведение по отношению к себе, дайте ясно понять, что в вашем случае «карьеру таким образом» будет сделать проблематично. Объяснить это не составит особого труда, если вы упомянете профессиональные достоинства данной кандидатуры и скажете, что никогда не совмещаете личную жизнь и работу. Если же так случилось, что ваша подчиненная и ваша любовница (любовник) — это одно и то же лицо, будьте бдительны, так как не исключено, что в один прекрасный момент кто-то обнаружит тщательно скрывавшиеся факты или документы. Попытки войти в доверие с целью его использования в личных целях не исключаются. Общаясь, знайте меру откровения, ибо, несмотря ни на что, вы все равно остаетесь на разных служебных ступенях [13, c. 29].