Разработка системы мотивации сотрудников предприятия

В социально-экономической среде все поведение человека чем-нибудь мотивировано. Мотивация подразумевает наличие элемента причинности, и, следовательно, она имеет волевой характер.

Мотивация

- это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.

Мотив

- это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя из своих движущих сил.

Процесс мотивации можно разбить на четыре основных этапа:

1. Возникновение потребности (голод, жажда, влечение к другому человеку, желание получить образование и т.п.);

2. Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей (купить ли пищу или пообедать в кафе, познакомиться с тем, кто вызвал интерес и симпатию или погасить эмоции, поступить в вуз или заняться самообразованием и т.п.);

3. Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий (быстро или медленно действовать, найти средства, определить пути действия, анализ альтернатив, выбор решения и т.п.);

4. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.

Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:

· нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

· принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

· стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первый способ мотивации является прямым, ибо предполагает непосредственное воздействие субъекта управления на работника методами убеждения, внушении, психологического заражения, агитации, увлечения собственным примером, второй способ мотивации это властная мотивация, т.е. сознательное использование субъектом управления формальных отношений в системе «руководство - подчиненные», когда перед работником ставится угроза наказания в случае невыполнения требований и третий способ – стимулирование – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.

Широко бытует мнение, что стимул - это вознаграждение. Это не совсем правильно, так как слово происходит от латинского слова "stimulus" - буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться, - и имеет как раз обратное значение - принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул

- это побуждение к действию или причина поведения человека [4, c. 5-7].

Теперь перейдем к рассмотрению процесса мотивации сотрудников непосредственно в ООО «Сыктывкарский фанерный завод».

Руководством предприятия были выявлены определенные цели политики мотивации персонала и формы стимулирования. Ответственность за обеспечение стимулирования и мотивации несет администрация предприятия.

Разработанная и используемая на предприятии система стимулирования и мотивации труда персонала преследует следующие цели:

Для руководства предприятия - обеспечение надежной организации менеджмента в масштабе предприятия, в т.ч. менеджмента качества, через вовлечение, поддержку, удовлетворенность персонала; Для главных специалистов, руководителей служб и подразделений - обеспечение активного участия в разработке и функционированию системы качества;

Для специалистов службы качества - организация работ по обеспечению качества конкретных видов продукции в соответствии с требованиями заказчиков;

Для специалистов технологических служб - обеспечение надежного качества технологической подготовки производства;

Перейти на страницу: 1 2