Изменения во внешней среде организации и организационных формах управления в период реформ.
В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организации, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Внешняя среда подразделяется на две среды воздействия на организацию:
· Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.
· Среда косвенного воздействия под ней понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказывается на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общее изменение состояние экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например: прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организацией ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, с тем чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства. Состояние экономики может сильно повлиять на возможность получения организацией капитала для своих нужд. Это обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствие ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать тоже самое, чтобы не остаться вне игры. В результате становится труднее получить займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и тем самым способствовать стимулированию бизнеса.
Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на один и отрицательное на другие организации. Из истории, к примеру, видно, что киноиндустрия процветала, когда экономика находилась в плачевном состоянии. Имеют часто и локальные вариации. Если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вероятно, вообще ничего не почувствуют. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Колебание курса доллара относительно валют других стран становится причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов.
Внешняя среда образуется из 1) макросреды, представляющая собой экономическое (соотношение спроса и предложения, доходы и цены на товары, сложившаяся конъюнктура. Если эта среда развивается благополучно, то легче предвидеть спрос, определить его структуру и тенденции. При неблагоприятных условиях – инфляция, дефицит – поведение потребителей непредсказуемо); демографическое (численность и возраст населения, состав семьи, миграционные процессы, образование, материальный уровень. Демографические бумы, падение рождаемости оказывают влияние на поведение, вкусы и желания); научно-техническое (появление новых товаров формирует новые рынки, происходит естественное отмирание устаревших технологий. Но в то же время достижения научно-технического прогресса приводит к дефициту некоторых видов сырья, загрязнению окружающей среды.); социально-культурное (система жизненных ценностей, формирующих поведение потребителей, отношение к природе, друг к другу, к обществу); политико-правовое (устанавливает рамки предпринимательской деятельности. Это законодательные акты, определяющие роль государства в экономической жизни общества) окружение. И 2) микросреды – 1)потенциальных потребителей (отдельные индивидуумы и домашние хозяйства, предприятия-производители, промежуточные продавцы, государственные учреждения, зарубежные клиенты и др. Каждый из них предъявляет свои требования к товарам, ценам, сервису.); 2) посредников (лица и организации, которые обеспечивают продвижение товаров и услуг предприятия на рынок. К ним можно отнести оптовых и розничных продавцов, агентов и брокеров, рекламные агентства, транспортные организации, страховые организации, банки. Посредники помогают предприятию определить возможные рынки сбыта продукции, ускорить продвижение товаров, обеспечить быстрое получение информации, осуществить маркировку, упаковку товаров, их страхование и кредитование); 3) поставщики (обеспечивают предприятие необходимыми материальными ресурсами. Эффективность снабжения сырьем, материалами, комплектующими изделиями во многом зависит от знания всех поставщиков, их потенциала, умения работать с ними в непосредственном контакте. 4) конкуренты (особое место во внешней среде, поскольку оказывают существенное влияние на весь комплекс маркетинговых действий. Различные структуры и виды конкурентов заставляют предприятие внимательно следить за их поведением и своевременно принимать необходимые меры для обеспечения собственных преимуществ.