Отражение жизненного цикла отраслей в матрицах портфельного анализа
«Дойные коровы» - отражают высокий спрос и значительную долю рынка в стадии зрелости. Технология производства отлажена, инвестиций не требуются, наличность генерируется и может использоваться для финансирования других видов бизнеса.
«Собаки» - свойствен низкий спрос и малая доля рынка, находящихся в процессе свертывания. Наличность потребляется, производство таких продуктов необходимо «сворачивать».
Данная матрица предназначена для многофункциональных организаций, она позволяет дать ответ на вопросы: какой бизнес нужно развивать, какую линию в это сфере должна выбирать фирма, как лучшим образом распределить ресурсы.
Матрица МАК-КИНСИ фирмы «Дженерал электрик» предоставляет собой усовершенствованную матрицу БГК, но использует другие факторы. Она позволяет позиционировать фирму на рынке относительно его привлекательности и конкурентных преимуществ продукции. Привлекательность – это интегрированная оценка рынка, темпов его роста, цикличности спроса, динамики цен. Конкурентные преимущества определяются совокупностью таких показателей, как: производственный, финансовый, научно-технический, кадровый потенциал фирмы. Доля рынка, принадлежащей ей, рост прибыли, имидж, качество руководства и персонала.
Конкурентные преимущества
Привлекательность рынка |
Конкурентные преимущества | ||
Высокие |
Средние |
Низкие | |
Высокая |
Инвестирование и рост |
Зарабатывай и защищайся | |
Средняя |
Зарабатывай и защищайся | ||
Низкая |
Зарабатывай и защищайся |
«Снимай урожай» и защищайся |
Числовые значения по каждому фактору оценивается с помощь экспертов по шкале от 1-5 или 0-1. чем выше роль фактора. Тем больше значение ему присваивается. Чем выше кратность шкалы, тем точнее осуществляется анализ позиции фирмы на рынке и выработку соответствующей стратегии.
Модель «жизненнго цикла» отрасли.
Жизненный цикл — это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью. В оценке привлекательности рынка находит отражение жизненного цикла отрасли:
- Создание – отрасль находится в стадии становления, спрос небольшой, размер рынка и прибыльность также невелика или отсутствует. Конкуренция отсутствует или невелика.
- Рост – растет размер рынка и спрос, а вмести с ними – конкуренция. Для поддержания темпов роста требуются значительные финансовые вложения, поэтому прибыль невелика или отсутствует.
- Зрелость – рынок и спрос достигли максимума, прибыль велика и служит источником финансирования растущих проектов, конкуренция велика.
- Спад – спрос и рынок сужается, прибыль падает. Конкуренты покидают отрасль.