«Гигиенические» факторы и «мотиваторы» - отличие и действие в российских организациях
Теория Ф. Герцберга, как и прочие содержательные теории, анализирует потребности человека и их влияние на мотивацию. Ф. Герцберг создал двухфакторную модель, которая описывает факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека и вызывают его удовлетворенность или неудовлетворенность.
В результате проведенных в 50-60 г.г. исследованиях Ф. Герцберг заключил, что процесс достижения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности, с точки зрения обуславливающих их факторов, являются двумя различными процессами, т.е. факторы, которые вызвали рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность.
Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе:
Гигиенические факторы |
Мотивация |
Политика организации |
Достижение успеха |
Морально-психологический климат |
Признание и одобрение другими |
Отношения «работник-руководитель» |
Сама работа (главный фактор) |
Оплата труда |
Высокая степень ответственности |
Условия труда |
Продвижение по службе |
Степень и форма контроля |
Возможность творческого и профессионального роста |
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Это внешние факторы и их отсутствие вызывает у работника состояние неудовлетворенности. Они не являются мотивирующими, так как обеспечивают нормальные условия и фактически не приводят к удовлетворенности.
Вторая группа. факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Это внутренние факторы их отсутствие не вызывает у работника сильной неудовлетворенности. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению работы.
Согласно концепции Ф. Герцберга, менеджер должен обращать первостепенное внимание на факторы, вызывающие неудовлетворенность, и пытаться устранить эту неудовлетворенность. После этого менеджеру необходимо использовать мотивирующие факторы для достижения высоких результатов через достижение работниками состояния удовлетворенности.
Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
Сущность функции мотивации
заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. В общем смысле мотивация
- это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.
Содержательные теории
основываются на определении внутренних побуждений,
которые заставляют людей действовать определенным образом.
Ф. Герцберг
выделил две группы факторов, которые влияют на поведение людей:
• гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии. Положительное проявление факторов дает лишь отсутствие неудовлетворения работой у людей;
• факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, продвижение по службе, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.
Для того чтобы использовать теорию Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.