TQM – тотальное управление качеством
В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.
Аспекты качества, имеется 3 составляющих:
Качество соответствия техническим условиям
услуг или товаров фирмы.
Качество конструкции
, т.е. соответствие конструкции техническим требованиям.
Функциональное качество
– способность услуги или продукта удовлетворить нужды потребителя. Является основным. (электронная мышеловка м.б. великолепна по конструкторскому замыслу и тех. исполнению, но неспособна удовлетворить потребность в простой дешевой мышеловке.)
Организация обеспечения качества.
Определение целей – определение потребностей и разработка конструкции или стандартов для выполнения целей.
Пирамида качества.
TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества (вершина)
Качество фирмы – качество принимаемых решений
Качество работы (контроль за выпуском продукции или услуги)
Качество продукции как результат 3-х предыдущих
Методы контроля качества
– выборочный контроль (
оценка качества образцов выбранных случайным образом из технологического процесса) и карта контролятехнологического процесса (статистическая оценка отклонений от нормы случайно выбранных из тех. процесса образцов, если вышли за пределы допустимых отклонений, значит технологический процесс “ушел в сторону”). Карта контроля – метод более прогрессивный.
Программы обеспечения качества
Подход У.Э. Деминга – статистический контроль изменений качества выходного продукта
Кружки качества (Япония) – группа добровольно собравшихся служащих или рабочих осуждающих проблемы повышения качества.
Подход Ф. Кросби - “за качество не платят”. Деньги приходится платить за недостаток или отсутствие качества. Включает и статистические методы, хотя в основном программа имеет поведенческий характер.