Управление организационными изменениями. Сопротивление изменениям.

Сегодня очевидно, что предприятия для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Более того, потребность в изменениях стала возникать столь часто, что их влияние на жизненный цикл предприятия уже не рассматривается как исключительное явление. В практике и научных исследованиях все больше внимания уделяется анализу методов и организационным возможностям управления изменениями ("менеджменту изменений").

Модель управления изменениями

по Л. Грейнеру состоит из 6-ти этапов.

1. Давление и побуждение

. Руководство должно осознать необходимость изменений. Это давление может быть оказано как внешними факторами (конкуренция, новые законы, изменения в экономике), так и внутренними (снижение производительности, текучка кадров, возросшие затраты).

2. Посредничество и переориентация внимания

. Переориентация внимания на внутренние проблемы, привлечение внешних или внутренних консультантов (собственных работников) для облегчения восприятия иных (новых) точек зрения.

3. Диагностика и осознание

. Сбор информации, осознание конкретной проблемы, определение области проблемы.

4. Нахождение нового решения и обязательства по его выполнению.

Поиск способа решения проблемы, получение согласия исполнителей, ответственных за проведение нового курса. Отказ от старого типа решений и поиск нового уникального способа решить проблему, поддерживаемого всей структурой власти.

5. Эксперимент и выявление.

Выявление отрицательных последствий и слабых сторон нового изменения при его реализации в небольшом масштабе.

6. Подкрепление и согласие

. Мотивировка людей для получения согласия принять изменения. Доказательство выгодности изменений. Способы – похвала, признание, продвижение по службе и пр.

Методы преодоления сопротивления изменениям.

Причины сопротивления – боязнь неопределенности, ощущение потерь, убежденность во вреде перемен. 7 методов преодоления сопротивления.

1. Образование и передача информации

. Обсуждение идей и необходимости перемен всеми доступными способами.

2. Привлечение подчиненных к принятию решения.

Дает возможность сотрудникам, выказывающим сопротивление свободно выразить свое мнение.

3. Облегчение и поддержка адаптации сотрудников к новой обстановке

. Эмоциональная, профессиональная и др. Поддержка подчиненных.

4. Переговоры

. Покупка согласия с помощью материальных стимулов

5. Кооптация.

Предоставление лицу активно сопротивляющемуся переменам возможности занять ключевую роль в вводимых новшествах.

6. Маневрирование

. Для уменьшения сопротивления м.б. использована выборочная информация или составлен график последовательного внедрения перемен.

7. Принуждение

. Угрозы лишения работы, з/п, продвижения и т.д.