Цели и методы антимонопольного регулирования. Проблемы его осуществления в экономике России.
Антимонопольное регулирование
- это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью
защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Методы регулирования
:
-Антимонопольные законы. Развитие законов. Жесткость контроля исполнения законов со стороны государства.
-Стимулирование государством развития платежеспособного спроса всех категорий потребителей: населения, производственного спроса. Это приведет к развитию производства, увеличению количества товаропроизводителей и развитию конкуренции.
-Контроль деятельности естественных монополий, контроль цен на их товары и услуги. Они не могут вести себя как коммерческие структуры. Цена должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем максимизацию получения роста ВВП (главным образом за счет развития реального сектора экономики).
-Государственные меры по выполнению антимонопольного законодательства: ускоренное рассмотрение в суде, ответственность судей за нарушение сроков рассмотрения антимонопольных дел.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, "РАО ЕЭС России" контролирует 98% потребителей электроэнергии, "РАО ГАЗПРОМ" - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.
Проблемы антимонопольного регулирования в России:
-Отсутствие заинтересованности государства в проведении антимонопольной политики (отсутствие серьезных дел в суде, непринятие мер по естественным монополиям, отсутствие защитительных мер по защите потребителей, пострадавших от финансовых махинаций и финансовыми пирамидами, отсутствие контроля за процессом приватизации (аукционы)).
-Слабость судебной (арбитражной) и исполнительной систем.
-Бездеятельность самих антимонопольных органов. Получила развитие в основном деятельность по защите прав потребителей, но на локальном уровне (не как система).
-Коррупция и криминализация.
-Экономическая и технологическая неподготовленность (все это понимали, кроме Гайдара. Переход к свободному рынку от государственного монополизма – утопия.).
-Противоречие интересам олигархов.
-Противоречие интересам региональных властей.
-Плохая управляемость хозяйственными структурами в условиях рынка.
Естественные монополии и их регулирование.
Традиционным субъектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне - систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т.п. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов о регулировании деятельности естественных монополий Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.