Понятие о конкурентных преимуществах. Конкурентные преимущества высокого и низкого порядка.
Фирма может и должна четко сформулировать конкурентную стратегию. Сердцевина этой работы - выбор типа конкурентных преимуществ, которые будут использоваться фирмой для достижения успеха на рынке Мировой опыт свидетельствует о наличии трех основных подходов к обеспечению конкурентоспособности по отношению к аналогичным фирмам (конкурентам):
— Превращение в изготовителя с самыми низкими издержками (стратегия лидерства в снижении затрат);
— Дифференциация товаров, направленная на создание у покупателей представления о существенных отличиях нашего товара от товаров-конкурентов (стратегия дифференциации);
— Фокусировка на обслуживании узкой ниши рынка для обслуживания покупателей с четко выраженными особыми видами запросов (стратегия фокусировки на узкой нише рынка)
Более обобщенно можно выделить всего два типа конкурентных преимуществ:
— Пониженные издержки и
— Специализацию.
Под более низкими издержками понимается не просто меньшая, чем у конкурентов, сумма затрат на производство, а способность фирмы разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты. Т.е., чтобы достичь этого типа конкурентного преимущества, необходимо организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром: от его конструкторской проработки до продажи конечному покупателю. Специализация - это не значит сосредоточение на выпуске только определенного круга товаров, а способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е. цену, в среднем более высокую, чем у конкурентов. Т.е. в этом случае необходимо выделяться в толпе конкурентов, предлагая покупателям товар заметно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя. При этом в любой данный момент времени можно строить свою стратегию обеспечения конкурентоспособности, опираясь лишь на один из видов конкурентных преимуществ:
- либо на более низкие издержки, привлекая покупателей относительной дешевизной товаров по сравнению с аналогичными товарами других производителей,
- либо на специализацию, вызывая интерес у наиболее взыскательных клиентов, требующих прежде всего высокого качества.
Но совмещать оба вида конкурентных преимуществ нельзя - такая попытка приведет только к неудаче, что доказано множеством примеров.
Все виды конкурентных преимуществ делятся на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества
высокого порядка.
Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых:
— Рабочей силы;
— Материалов (сырья);
— Энергии.
Низкий порядок этих преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо из-за роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы точно также могут использовать или перекупить конкуренты. Т.е., преимущества низкого порядка - это преимущества с малой устойчивостью, неспособные вам обеспечить перевес над конкурентами надолго. К преимуществам высокого порядка принято относить:
— Уникальную продукцию;
— Уникальную технологию и специалистов;
— Хорошую репутацию фирмы.
Если конкурентное преимущество достигнуто на основе собственных конструкторских разработок, уникальной технологии, ноу-хау, специалистов, и их трудно воспроизвести и переманить, то значит положение фирмы на рынке оказывается очень устойчивым.