Управление структурой затрат и финансовыми результатами на основе операционного анализа.
Успех работы любой компании измеряется полученной прибылью и ее ростом. Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемов продаж. Однако, для успешного ведения бизнеса необходимо не только просчитать сколько компания заработает при достижении запланированного объема продаж, но и четко представлять, какой минимальный объем продаж необходим для обеспечения безубыточной работы. Этот минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, ни убытков, получил название точка безубыточности (break-even point BEP). Свыше этой точки каждая дополнительно проданная единица продукции приносит прибыль. Если объем продаж не достигает этой точки, то можно подсчитывать убытки.
BEP определяется на основании данных об объемах реализации продукции и затрат на ее изготовление. Обязательно условие расчетов- разделение затрат на переменные, т.е зависящими от объема производства ) и постоянные. Искомая точка безубыточности в денежном выражении определяется
BEP = (постоянные затраты ) * выручка от реализации
выручка от реализ. – переменные затраты
Выручка и затраты должны относится к одному и тому же периоду времени. BEP будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.
Если фактический объем реализации ниже BEP, то расчет запаса прочности покажет на сколько %% необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы. Для расчета запаса прочности необходимо отклонение фактической выручки от расчетной точки безубыточности разделить на фактическую выручку:
Запас прочности = выручка от реализации – точка безубыточности %
выручка от реализации
Чем выше полученное значение, тем прочнее положение фирмы – тем меньше прибыли фирмы можно опасаться негативных изменений на рынке: падение объема продаж, рост затрат. Запас прочности снимает влияние масштаба компании ( что не позволяла BEP) поэтому позволяет объективно, без каких-либо условий сравнивать предприятия с различными объемами продаж или оценить изменение фин. положения фирмы на различных этапах ее жизни.
На практике важно знать не только минимальную допустимую выручку от реализации в целом, но и необходимый вклад, который должен принести каждый продукт в общую копилку прибыли – т.е. минимально необходимое кол-во продаж каждого вида продукции. Для этого рассчитывается точка безубыточности в натуральном выражении.
BEP ( в натур выражении) = постоянные затраты .
цена реализации ед.
продукции на ед. продукции - переменные затраты
Формула работает безупречно, если предприятие выпускает только один вид продукции. В реальности такие предприятия встречаются нечасто. Для компаний с большой номенклатурой производства возникает проблема разнесения общей величины постоянных затрат на отдельные виды продукции. Традиционно пост затраты распределяют по видам деятельности пропорционально объемам реализации. Тем самым предполагается, что продукты которые лучше продаются, в состоянии покрыть больше постоянных затрат. Такая уровниловка не справедлива и не позволяет объективно оценить необходимый вклад отдельных видов продукции в общий результат. В составе постоянных затрат могут быть элементы, связанные с производством конкретного вида продукции. Логично, что эти конкретные затраты должны окупаться выручкой от продаж «их источника». Т.о. управленческий учет затрат - основа объективной оценки безубыточности. На различных этапах работ предприятия безубыточный объем продаж различен, а незначительное изменение выручки может вызвать существенное изменение прибыли. В связи с этим, анализ безубыточности и планирование прибыли должны проводится регулярно.