Основные методы финансового прогнозирования.
4. Высокой рентабельности, т.е. значительной прибыльности, обеспечивающей необходимое развитие предприятия, хороший уровень дивидендов и поддержание курса акций.
Выполнение этих требований предполагает, в свою очередь, соблюдение ряда важнейших балансовых пропорций - и это, пожалуй, одна из самых практически полезных конкретизации идей интерференции краткосрочных и долгосрочных целей, феноменов и результатов жизни предприятия.
Наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные рыночные ценные бумаги) должны покрывать наиболее срочные обязательства (кредиторскую задолженность) или превышать их.
Быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность, средства на депозитах) должны покрывать краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которых приходится на данный период) или превышать их.
Медленнореализуемые активы (запасы готовой продукции, сырья и материалов) должны покрывать долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы) или превышать их. Труднореализуемые постоянные активы (здания, сооружения, земля, оборудование) должны быть покрыты постоянными пассивами (собственными средствами) и не превышать их.
Все перечисленные балансовые пропорции могут быть детализированы с помощью системы так называемых финансовых коэффициентов.
Для достижения финансовой устойчивости необходимо стремиться выдерживать обозначенные выше балансовые пропорции, хотя это и невообразимо трудно в условиях вытеснения долгосрочного кредита краткосрочным.
Прогнозирование потребности в дополнительном внешнем финансировании.
Основные шаги прогнозирования потребности финансирования:
1. Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами.
2. Составление прогноза переменных затрат.
3. Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимых для достижения прогнозируемого объема продаж.
4. Расчет потребности во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.
Первый шаг делают маркетологи. Второй, третий и четвертый - за финансистами. Какие же методы
помогают сделать эти шаги?
Существует два главных метода финансового прогнозирования.
Один из них - так называемый бюджетный
- основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана.
Второй метод, обладающей преимуществами простоты и лаконичности, мы сейчас рассмотрим. Речь пойдет о так называемом «методе процента от продаж
» (первая модификация) и «методе формулы
» (вторая модификация).
Итак, все вычисления делаются на основе трех предположений:
1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, что и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.
2. Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степени материального
и морального износа наличных средств производства и т.п.
3. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогнозе неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль.
Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы пассивами, - это и будет потребная сумма дополнительного внешнего финансирования ПВФ. Рассчитать эту сумму можно также по формуле:
ПВФ = Афакт * ∆Выручки - Пфакт * ∆Выручки - Рпрод * Выручкапрогн * (l – Kдив),
Где Афакт изменяемые активы отчетного баланса;
Пфакт - изменяемые пассивы отчетного баланса; |
∆Выручки - прогнозируемый темп прироста выручки;
Рпрод - рентабельность продукции, исчисленная по чистой прибыли;
Выручкапрогн - прогнозируемая выручка от реализации продукции;