Каковы различия и как взаимосвязаны между собой стратегический план компании и стратегический маркетинговый план. Какова процедура их разработки?
Стратегическое планирование это управление процессом создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия и его потенциальными возможностями в сфере маркетинга. Стратегическое планирование является плацдармом для любого другого планирования. Процесс стратегического планирования состоит из выработки программы фирмы, формулирования ее задач и целей, анализа хозяйственного портфеля и перспективного планирования роста организации. После разработки общего стратегического плана каждому производству предстоит разработать собственные планы маркетинга по товарам, маркам и рынкам. Стратегический маркетинговый план является лишь частью стратегического плана компании и не решает вопросов связанных с производством, структурой компании и видами деятельности. Но и тот и другой план позволяют оценить стратегическую позицию компании на рынке, формулируют перспективы развития компании с учетом нужд и потребностей предприятия. Этапы разработки стратегического плана предприятия.
1 .Проведение ситуационного анализа.
- оценить положение компании на конкретном рынке
- оценить перспективы развития отрасли
- диагностика финансово-хозяйственной деятельности компании на момент анализа
- формулирование проблем, стоящих перед компанией
2. Формирование миссии компании.
- целевые потребители компании
- целевые рынки сбыта
- конкурентные преимущества
- компетенция компании
- компетенция работы в окружающей среде
- динамическая компетенция
- построение политики предприятия в отношении имеющихся акционеров
- принцип взаимоотношений внутри организаций
3. Определение целей предприятия.
- рыночные
- финансовые
- производственные
- институциональные
4. Формирование корпоративной стратегии.
- маркетинговая стратегия
- финансовая стратегия
- производственная стратегия
- стратегия управления персоналом
5. Реализация и внедрение стратегических функциональных планов.
- ресурс обеспечения
- построение графика реализации
- критерии выполнения
- разработка оперативных функциональных программ
6. Контроль и внесение корректив в миссию, стратегию и оперативную программу. (Стратегический аудит)
При разработке маркетинговой стратегии решаются две основные задачи:
1. Определение и выбор целевых рынков сбыта.
2. Формулирование стратегии позиционирования для выбранных рынков сбыта.
При разработке оперативных программ действия важным элементом выступает план маркетинга, включающий в себя решения в области товарного ассортимента, ценообразования, форм и методов продаж и программу продвижения товаров и услуг компании.
Этапы разработки стратегического маркетингового плана.
1. Сводка контрольных показателей.
(Краткая сводка основных целей и рекомендаций.)
2. Изложение текущей маркетинговой ситуации.
(Описание характера целевого рынка и положения фирмы на этом рынке.)
3. Перечень опасностей и возможностей.
4. Перечень задач и проблем.
5. Стратегия маркетинга.
(Излагается широкий маркетинговый подход к решению поставленных задач.)
6. Программа действий.
(Отвечает на вопросы: а) что будет сделано? б) когда это будет сделано? в) кто это будет делать? г) сколько это будет стоить?)
7. Бюджеты и порядок контроля за исполнением намеченного.
Планирование дает системное осмысление ситуации, более четкую координацию усилий фирмы, более точную постановку задач. Все это может привести к росту сбыта и прибылей.
(Вариант 2)
Оперативный и стратегический маркетинг. Стратегическое планирование – управленческий процесс достижения и поддержания стабильного равновесия целей, возможностей и ресурсов организации и новых рыночных возможностей. Цель стратегического планирования – создание и реформирование бизнеса и продукта компаний, направленные на успешное ее развитие и достижение поставленных целей. Маркетинговый план разрабатывается на двух уровнях – стратегический план (маркетинговая стратегия) – основанный на анализе рыночной ситуации, ставит глобальные цели и определяет перспективы развития. Тактический план – ориентирован на решение текущих задач, содержит методы и инструменты, используемые при нахождении ответов – реклама, ценообразование, распределение продукции, каналы сбыта и т.д.