Понятие управления проектом
Прежде чем рассматривать понятие управления проектом необходимо дать определение менеджменту. Менеджмент является важнейшим составляющим всего процесса управления.
Менеджмент целесообразно рассматривать со следующих сторон: как систему экономического управления, как орган управления (аппарат управления и его функции), как форму предпринимательской деятельности. Менеджмент ( англ. management — управление ) можно определить как такую систему экономического управления производством, которая включала бы совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические приемы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Оба эти раздела менеджмента имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением. Управление — “процесс выработки и осуществления управляющих воздействий” [1]. Управляющее воздействие — это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения конкретной цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, а также принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает их передачу и при необходимости преобразование в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента — это мероприятие экономического характера.
Можно дать два основных понятия управления проектами, которые чаще всего приводятся в литературе.
Управление проектом – это деятельность по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении всего жизненного цикла проекта с применением системы современных методов и техники управления, главная цель которой – обеспечение эффективной реализации определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта [9, с.224].
Управление проектом – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненого цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта.
Управление проектом, по сути, управление изменениями.
Международное понятие управление проектами возникло еще в середине XX века. В настоящее время понятие управление проектом представляют как системную модель.
Согласно определению стандарта ISO 10006:1997 "Qualiti Management" управление проектом включает в себя:
- планирование;
- организацию и контролирование всех аспектов проекта;
- управление ими в виде непрерывного процесса, направленного на достижение целей проекта.
В условиях ограниченных временных рамок и ограниченных ресурсов управление проектами осуществляют с применением специфических методов, средств и инструментов и технологий на основе теоритических знаний и практического опыта в области управления проектами.
Согласно Своду знаний по управлению проектами издаваемому Институтом управления проектами США ( PMI ), понятие управление проектами трактуется в терминах процессов и областей знаний и представляет собой процессную модель. Выделяют пять групп процессов:
1) введение;
2) планирование;
3) выполнение;
4) управление;
5) закрытие
и девять областей знания, проектное управление:
1) интеграцией;
2) возможностями;
3) времением;
4) стоимостью;
5) качеством;
6) человеческими ресурсами;
7) коммуникациями;
8) риском;
9) поставками.
Управление проектом представляют также как системную модель, состоящую из трех взаимосвязанных блоков:
1. Субъектов управления;
2. Объектов управления;
3. Процессов управления осуществления проекта.
1. Субъекты управления:
- инвестор
- заказчик ( владелец )
- генконтрактор
- генподрядчик
- исполнитель
- команда управления проектом ( управляющий проектом, функциональные менеджеры проекта – члены команды проекта ).
2. Объекты управления:
- системы ( социально – экономические, отраслевые, региональные и др.);
- проектно – ориентированные организации;
- программы;
- проекты;
- фазы жизненного цикла объекта управления.
3. Процесс осуществления проекта;
реализуется посредством прямой и обратной связи между субъектами и объектами управления и содержит:
- стадии процесса управления, включающие группы процессов;
организацию и запуск проекта и его отдельных фаз, планирование проекта, организацию и контроль выполнения работ проекта, анализ и регулирования хода работ проекта, закрытие проекта и его частей;
- функции управления, включающие: управление предметной областью проекта, управление проектом по временным параметрам, управление стоимостью и финансами в проекте, управление качеством в проекте, управление рисками в проекте, управление персоналом в проекте, управление коммуникациями в проекте, управление поставками и контрактами в проекте, управление изменениями в проекте.