Рынок. Предпринимательская деятельность
РЫНОК
— механизм формирования и движения воспроизводственных связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования (в широком смысле); совокупность актов купли-продажи, место, где совершаются сделки между продавцами и покупателями конкретного товара (в узком смысле). Рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций:
1) он является связующим звеном между производством и потреблением через механизм прямых и обратных связей. Инструменты рынка (цены, динамика спроса и предложения, процентные ставки, валютный курс. курс ценных бумаг и т. д.) служат важнейшим источником экономической информации. отражают ситуацию в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности и одновременно оказывают активное обратное воздействие на изменение этой ситуации. формирование основных экономических пропорций;
2) выявляет общественную полезность тех или иных видов товаров и услуг, позволяет реально оценить их стоимость, определить, в какой мере издержки производства каждого товаропроизводителя коррелируются с общественно необходимыми издержками;
3) рыночная конкуренция служит эффективным инструментом регулирования объемов производства, позволяет точно определить лидеров и аутсайдеров среди хозяйствующих субъектов, обеспечивает потребителю возможность выбора, заставляет фирмы использовать научно-технические нововведения, улучшать качество товаров и услуг для того, чтобы занять и удержать прочное положение на Р. В то же время современный уровень общественного разделения труда, объективные преимущества крупномасштабного производства, огромное количество высокотехнологичных и неоднородных товаров и множественность форм экономических связей между товаропроизводителями модифицируют модель конкуренции на рынке. "Совершенная" (или свободная) конкуренция, при которой полностью исключается возможность сговоров, контроля за ценами и количеством товаров со стороны отдельных индивидов или их групп, становится практически невозможной. Кроме того. в ряде случаев регулирующее воздействие Р. через свободные цены и конкуренцию объективно утрачивает свое значение. Так инструменты "чистого" саморегулирующегося Рынка не могут Использоваться как исключительные применительно к т. н. "коллективным" товарам, или товарам общественною) пользования. которые нельзя купить или продать индивидуальному потребителю. К их числу относятся, в частности. продукция оборонных отраслей, энергетика, дороги и др. Так, рыночная и макроэкономическая оценка издержек на защиту окружающей среды. образование, здравоохранение. культуру н др. могут существенно отличаться. Например, получение образования важно только для отдельного члена общества. Рыночная система включает частные и территориальные рынки. Частные рынки делятся по основным видам товаров (средства производства и потребительские товары) и факторов производства (рынок рабочей силы, рынок капиталов, рынок природных ресурсов). Исходя из территориальных границ выделяют рынки местного, национального и мирового уровня.
Вместе с тем Рынок — нерасторжимое единство его составляющих.. Разработанная Правительством России Программа углубления экономических реформ нацелена на открытие простора для эффективного действия рыночных сил и механизмов, их использование в интересах экономического проста и повышения благосостояния населения.
- Рыночная система
- Предпринимательство.
- Кто и как управляет предприятием?
- Коммерческий расчет и его принципы